- История возникновения и развития оригами
- Что такое кусудама и как делать волшебные шары?
- Что это такое?
- История
- Обзор основных видов
- Классические
- Гвоздики
- Лилии
- Простые цветы
- Электра
- Сакура
- Способы изготовления
- Ажурный шар
- Сонобе
- «Колокольчики»
- Яркий цветок-кусудама
- История возникновения и развития оригами
- Кто и когда придумал оригами?
- Развитие техники
- Упрощенное оригами
- Техника «по паттерну»
- Техника «мокрого» оригами
- Кусудама
- Искусство в современности
- Интересные факты
- Что такое оригами и каким оно бывает?
- Что это такое?
- История возникновения
- Описание видов
- Модульное
- Простое
- Складывание по паттерну
- Мокрое складывание
- Общие принципы
- Складывание фигур с детьми
- Зоопарк в японском духе: звери-оригами
- Самые популярные животные Японии
- Кошка
- Манигами «Кролик»
- Олень из модулей
- Искусство оригами: фигурки из бумаги своими руками
- Нюансы выбора бумаги
- Нужны ли инструменты
- Оригами в интерьере
- Пошаговые мастер-классы для новичков
- Оригами «Кораблик»
- Оригами «Рубашка»
История возникновения и развития оригами
Можно использовать несколько разных цветов.
Что такое кусудама и как делать волшебные шары?
Многие помнят историю японской девочки и тысячи журавликов-оригами. Но не все знают, что в Японии наряду с искусством оригами существует и искусство создания объёмных модулей — шаров кусудама.
Что это такое?
Кусудама — это модель из бумаги. Представляет собой шарообразный объёмный макет, собранный из многочисленных одинаковых модулей. Каждый модуль — это объёмная поделка из бумаги, выполненная в технике оригами. Чаще всего эти модули выполнены в виде каких-либо цветов и собранные вместе специальным образом, они похожи на большой красивый и оригинальный цветочный шар.
Основой этого изделия являются правильные и неправильные многогранники.
Пример простейшего правильного многогранника — куб. В технике объёмного моделирования модули собираются вместе путём встраивания элементов друг в друга, но обычно при изготовлении кусудам модули склеивают между собой или сшивают.
Эта техника оригами не очень сложная, поэтому доступна и интересна и для детей, и для взрослых. Взрослым людям, особенно в пожилом возрасте, это искусство дарует тренировку мелкой моторики, профилактику артритов и артрозов, а для детей, у которых мелкая моторика рук ещё не сформирована, такая работа с бумагой полезна тем, что тренирует непослушные детские пальчики, формирует новые двигательные навыки и умения, развивает мелкую мускулатуру рук. А также развивает такие качества у ребёнка, как усидчивость, аккуратность, старательность и эстетичность.
Для создания этого вида поделок потребуются листы бумаги, лучше всего цветной двусторонней, клей, линейка, скрепки, ножницы. Для украшения нужны нитки, бусины, шнуры, тесьма.
История
Само значение слова «кусудама» в японском языке происходит из слияния двух слов – «кусури» (лекарство) и «тама» (шар) и означает «лекарственный шар». Это искусство пришло из древних времён, когда такими шарами не только украшали жилища, но и наполняли их положительной энергией и приятными запахами, так как такие шары начиняли высушенными лечебными травами, благовониями и сухими лепестками цветов.
В Японию бумагу завезли из Китая в VII веке н. э., и так как это был очень дорогостоящий материал, её использовали в религиозных богослужениях. Сначала из неё делали небольшие коробочки и наполняли их кусочками рыбы и овощей. Эти коробочки — санбо — применялись для жертвоприношения во время обрядов.
Во время синтоистских религиозных ритуалов шло поклонение солнцу, и кусудамы символизировали наше светило. Для этого их собирали в огромные шары из красных бумажных гвоздик, наполняли фимиамом, засушенными травами и лепестками цветов и размещали по четырём углам храмовых помещений.
Впоследствии кусудамы стали украшением помещений, украшением для праздничных мероприятий и красивым изысканным подарком, выполненным своими руками.
Изначально детали кусудамы не склеивали, а сшивали. Эти способы соединения деталей не признавались оригами, где фигурки создают без использования клея, ниток и ножниц. Но постепенно кусудаму стали считать особым разделом модульного оригами, а с развитием безклеевой техники она и стала таковым.
Обзор основных видов
Процесс изготовления любого вида кусудам можно условно разделить на 3 этапа.
- Аккуратное складывание листа бумаги в конструкцию цветка или фигурки-модуля. Подготовка необходимого количества модулей.
- Сборка — склеивание или сшивание модулей в определённой последовательности.
- Украшение готового шара. Снизу прикрепляется кисточка или цепочка из бусин. Сверху можно добавить петельку из тесьмы или шнура для подвешивания поделки.
По типу используемых модулей — частей поделки — эти шары можно разделить на несколько подвидов.
Классические
Это первый вид кусудам, и вначале они изготавливались в форме коробочки, а не шара.
В эти коробочки было удобно складывать лекарственные растения, лепестки цветов.
Для их изготовления нужно 6 квадратных листов бумаги: из четырёх делают четыре стороны куба, а два других идут на донышко и крышку. Модули этого стилизованного шара не склеены по всем сторонам и образуют отверстия треугольной формы по всем граням, что помогает запахам трав и цветов беспрепятственно проникать в помещение. Донышко плоское и довольно большое, на него легко насыпать лепестки и травы.
Основу этой композиции составляют модули, выполненные в форме розочек. Они бывают простые — модули-розы, стилизованные и доработанные квадраты классической кусудамы — и более сложные: из большего количества элементов, выполненные по сложным многоходовым схемам и похожие на букеты из роз.
Гвоздики
Кусудама-гвоздика носит также название кусудама-супершар. Её делают из 30–40 модулей-цветов, сшивая их между собой в объёмную фигуру. Каждый цветок складывают из квадратного листа бумаги.
- Сначала делают линии сгиба, по которым после будут собирать цветок. Для этого лист бумаги сгибают в разных направлениях: квадрат складывают пополам, по вертикали и по горизонтали, потом делают сгибы по диагонали.
- Квадрат складывают пополам, сгибая его по диагонали. Получившийся прямоугольный треугольник складывают ещё раз пополам, соединяя вместе острые углы. Должен получиться равнобедренный прямоугольный треугольник, у которого вершину составляет прямой угол 90 градусов, а два других угла лежат в основании, и каждый является острым углом под 45 градусов.
- Из треугольников формируют ромб, углы которого загибаются снизу вверх. Когда проработают все грани и углы раскладки, заготовку разворачивают, переворачивают и начинают собирать цветок с другой стороны, аккуратно заворачивая грани и уголки внутрь.
- Гвоздику можно сделать, используя листы одного цвета, а можно собрать разноцветный цветок. Все детали сшивают между собой и закрепляют ниткой.
Лилии
Данный вид кусудамы иногда называют ирис. Такой шар состоит из цветков лилии. Для их изготовления подойдут квадратные листочки бумаги 8 на 8 см. Можно использовать отрывные листочки для записей. Каждый цветочек собирают из 3-х элементов. Всего 36 элементов: по 3 на каждый цветок.
- Лепестки делают по одной схеме, а третий элемент — чашелистик — складывают вначале так же, но в конце процесса добавляют ещё один шаг, что придаёт фигурке более раскрытый вид. Лепестки для придания формы лилии накручиваем на карандаш.
- Собирают цветок, складывая каждую из 3-х частей друг в друга так, чтобы лепестки располагались в шахматном порядке и не перекрывали друг друга.
- Получившиеся цветки можно дополнить тычинками, серединку украсить и собрать с помощью бусины. Такой шар склеивают, располагая цветы в круг по 6 штук, сшивают аналогичным способом или просто красиво собирают на нитку.
Как в природе имеется большое разнообразие форм и цветов лилии, так и в технике оригами известно три вариации этого чудесного цветка.
Простые цветы
Простой цветок в технике кусудама тоже не так-то прост. Хотя он и выглядит целостной фигурой, однако, он состоит из шести элементов — лепестков. А вот сделать их довольно-таки просто, с этим самостоятельно справится даже ребёнок. Обычно эту схему изготовления используют для творчества в детском саду, в начальной школе на уроках труда. Каждый лепесток складывается из квадратного листа бумаги, потом из 6 лепестков склеивается цветок, а уже из 12 модулей-цветочков собирается шар. Он считается наиболее простым в исполнении.
Электра
Кусудаму Электра можно смело отнести к изделиям объёмного моделирования. Её элементы обычно собираются методом вложения элементов одного модуля в другой. Острый угол первого элемента вставляется в специально подогнутый вкладыш второго. Также её достоинством, наряду с причудливым видом, является то, что на её основе можно моделировать новые интересные формы, несколько изменяя угол и форму складывания листа.
Для её изготовления понадобятся 30 квадратиков размером 9 на 9 сантиметров. Можно изготовить шар большего диаметра, используя квадраты покрупнее. Эта поделка похожа на новогоднюю игрушку из-за того, что её грани похожи на большие ажурные стилизованные цветы.
Сакура
Под этим названием скрывается несколько видов цветочных шаров. Одни из них собираются из деталей простых цветов. Только цветы склеивают между собой кончиками лепестков, что создаёт эффект ажурного шара.
Есть разновидность этого цветка, называется он «Поцелуй сакуры». Это авторская разработка мастера из России Татьяны Высочиной. Эта поделка очень изящна, воздушна и привлекательна. Хотя для её исполнения придётся изрядно потрудиться, результат стоит приложенных усилий. Модули собираются в соцветия из пяти лепестков и в пирамидки из трёх цветов.
Собирать их лучше сразу, так как в процессе сборки они легко разворачиваются. Но в собранном виде шар достаточно прочный и не требует дополнительного проклеивания.
Способы изготовления
Ажурный шар
Предлагаем вам сделать волшебный модульный шар из элементов разного цвета. Представляем мастер-класс с описанием и схемами сборки пошагово.
- Полоску первого цвета размером 9 на 4,5 сантиметра нужно согнуть пополам, соединяя короткие стороны прямоугольника. Разогнуть её.
- Левую половинку загнуть вверх по диагонали в форме треугольника. Правую половинку загнуть вниз по диагонали в форме треугольника. Получились два прямоугольных равнобедренных треугольника. У треугольника слева прямой угол вверху, у треугольника справа прямой угол внизу. Сгиб у обоих треугольников идёт по их основанию.
- У левого треугольника нужно согнуть острый верхний левый угол. Загнуть его вниз к другому острому углу. У правого треугольника нужно поднять и согнуть нижний правый острый угол к другому верхнему острому углу. Должен получиться ромбик, состоящий из двух равнобедренных прямоугольных треугольников с одним общим основанием, идущим посередине сверху вниз.
- У левого треугольника нужно загнуть вверх нижний угол посередине треугольника. У правого треугольника опустить вниз верхний угол посередине треугольника.
- Ромб нужно согнуть внутрь пополам по горизонтальной линии, чтобы получился равнобедренный прямоугольный треугольник с вершиной — прямым углом вверху. Разверните заготовку.
- Для второй заготовки нужно взять полоску другого цвета. Согнуть её пополам. Сдвинуть её от края на 7 мм и ещё раз согнуть пополам. Одну сторону до середины сложить гармошкой. Другую сторону сложить гармошкой в другом направлении.
- Последние складки на гармошке с обеих сторон делать не нужно, должны остаться выступы, направленные открытой стороной в обе стороны. Завернуть на левом выступе левый нижний угол до самого сгиба. Завернуть на правом выступе верхний правый угол вниз также в форме треугольника.
- Переверните гармошку и положите её на первую заготовку. Нужно заново собрать первую заготовку по схеме и намеченным сгибам. Свернуть первую заготовку — ромбик — в треугольник внутрь, чтобы вторая заготовка-гармошка оказалась внутри, и склеить их в серединке. Приготовьте 30 штук таких же модулей.
- Склейте вместе два модуля, приклеивая их возле гармошки. Из 5 модулей соберите таким же образом одну из граней в форме звезды. Соберите и подклейте поэтапно остальные грани, чтобы получился ажурный звёздный шар. Украсьте его кисточкой и приклейте подвес.
Эту поделку можно использовать как новогоднюю игрушку, выполненную своими руками, для украшения ёлки или подарка друзьям.
Сонобе
Эта кусудама скорее напоминает куб, выполненный из множества многогранников, похожих на пирамидки. В её основе 30 несложных элементов, которые может сделать даже новичок. Берутся квадраты цветной бумаги с гранями от 8 до 10 см.
Можно использовать несколько разных цветов.
Каждый квадрат сворачиваем в фигуру. Из трёх фигур составляем пирамидку, вкладывая угол одной фигурки в «карман» у другой фигуры, полученный путём складывания детали. Из пяти пирамидок формируют сторону сонобе. При правильной сборке в местах соединения пирамидок должна образоваться аккуратная звёздочка. Если поделка выполнена тщательно, то её можно и не склеивать — просто последние два-три модуля нужно соединить так осторожно, чтобы поделка не рассыпалась.
«Колокольчики»
Это цветочная композиция из составляющих, которые, на первый взгляд, тяжело делать. На самом деле делать её не сложно, если чётко и пошагово следовать инструкции. Каждый цветок колокольчика состоит из пяти модулей. Всего нужно изготовить 60 таких лепестков.
Чтобы собрать цветок, могут понадобиться канцелярские скрепки для фиксации во время склеивания лепестков клеем ПВА.
Цветки колокольчика также склеивают между собой за каждый лепесток и фиксируют скрепками до полного высыхания. После того как все детали будут крепко склеены между собой, можно украсить шар кисточкой или нитью с бусинами, просто протянув её через любые отверстия в «колокольчике».
Яркий цветок-кусудама
Эта поделка скорее похожа не на шар, а на раскрывающийся одиночный цветок. Для её изготовления понадобятся ножницы, шаблоны круга, клей.
- На цветной бумаге рисуют по шаблону шесть одинаковых по размеру кругов. Аккуратно вырезают их.
- Чтобы сделать один цветочный лепесток, круг складывают пополам, разворачивают и одну из половин сгибают посередине.
- Каждую четвертинку круга с изнанки промазывают клеем по одной стороне и склеивают так, чтобы две мягкие складки были внутри лепестка.
- Аналогичным образом делают все цветочные лепестки.
- Собирают цветок, пошагово склеивая между собой все лепестки по центру сгиба.
В итоге должна получиться поделка, похожая на звезду и на раскрывающийся цветок, который легко лежит на поверхности, устойчив за счёт «звёздных» граней и может служить основой для более сложной поделки в технике кусудама.
В следующем видео вы познакомтесь с созданием простого шара кусудама Laconical.
История возникновения и развития оригами
Это удивительный факт, но само понятие «оригами», которым мы сегодня пользуемся, в действительности придумали лишь в 1880 году. До этого восточные бумажные поделки именовались «ориката» (что дословно обозначало «фигуры, которые сложены»). Оригами крайне популярны в Японии, во многих иных азиатских странах, включая Китай, и эта техника сегодня известна всему миру.
Кто и когда придумал оригами?
Оригами — это своеобразный подвид декоративно-прикладного искусства, страной происхождения которого является Древний Китай. Именно здесь в свое время была придумана бумага, а это основной материал, из которого создаются креативные фигурки. Название техники происходит от японских терминов «ori» — «сложение» и «kami» — бумага (иногда переводится как «бог»). По своей сути, оригами — это искусное создание всевозможных фигурок из особого типа бумаги для детей и для взрослых.
Сперва такого рода фигурки применяли для религиозных целей и потому делать их умели лишь монахи и представители знати. Предполагалось, что формировать из бумаги такие поделки должны уметь все люди с высоким положением в обществе. Таким образом, много столетий назад это занятие считалось престижным. Возникновение этого искусства позволило распространить данную культурную традицию по всему миру.
Самое бурное развитие и активная популяризация оригами происходили на территории Японии. Японцы уже во времена династии Хэйан, существовавшей с 794 по 1185 год, часто использовали различные бумажные фигуры для осуществления разных церемоний. Например, самураи презентовали друг другу определенные символы удачи в виде лент из бумажной основы. Оригами часто встречались и на свадебных торжествах: накануне мероприятия создавалось множество бумажных мотыльков для молодоженов.
Данное искусство в Средневековье встречалось и в иных странах, и не только азиатских, но и европейских.
В Европе, к сожалению, сохранилось не слишком много информации о том, как развивалось искусство сложения фигур из бумажной основы. Однако доподлинно известно, что, например, арабы стали делать оригами уже в середине VIII века, мавры привезли эту технику на Пиренейский полуостров в IX веке. Немцы стали создавать аккуратные фигурки еще в XV-XVI веках. В европейских странах оригами также применяли в ходе церемоний. Но по-настоящему модным в Европе это оригинальное искусство стало лишь примерно в XVII-XVIII веках, в то время уже знали много классических техник. В XIX столетии оригами получило новый виток бешеной востребованности. Фридрих Фребель, создавая образовательные учреждения, предложил начать использовать оригами, чтобы помочь детям развить моторику маленьких пальчиков.
С 60-х годов XX века оригами стало модным направлением в искусстве практически повсеместно, специальные школы и кружки учили европейцев складывать простые и сложные фигурки людей и животных из бумаги. Тогда же была изобретена и такая оригинальная разновидность искусства, как оригами модульного типа. Данная технология существенно отличалась от классики. В привычном виде фигуры оригами большей частью плоские и сложены из одного бумажного листочка. В модульной технике фигурка будет состоять из определенного количества деталей, что вставляются друг в друга в нужной очередности. В итоге выходит объемное изделие.
Развитие техники
Классические поделки оригами чаще выглядят как плоские фигурки – это, как правило, различные животные или предметы, что имеют лишь одну лицевую сторону и не могут вертикально стоять на ровной поверхности. В этой технике создают кошек и медведей, снеговиков и многие другие интересные фигуры. История гласит, что в каждом государстве мира есть свои особенности этой интересной техники, в зависимости от того, когда она пришла в конкретную страну и как была популяризирована.
Например, все дети в России делают кораблики или самолетики из бумаги многие десятилетия, не подозревая, что это популярные фигурки из техники упрощенного оригами.
Наиболее известными считаются следующие техники создания креативных фигурок из специальной бумаги.
Упрощенное оригами
Упрощенное оригами придумал английский мастер Джон Смит. Особенность этой техники заключена в том, что во время формирования фигур мастером применяется лишь метод складывание «горкой» и «долиной». Этот стиль отлично подойдет для начинающих ремесленников. Здесь нет сложных идей, которые типичны для стандартной техники. Упрощенное оригами – это техника, с помощью которой начинают обучать детей этому виду азиатского искусства.
Техника «по паттерну»
Паттерн – это развертка в виде четкого чертежа, именно по нему и будет складываться будущая фигура (здесь нанесены все имеющиеся элементы и складки будущей фигурки). Вам останется всего лишь придать форму выбранной фигуре. Но многие специалисты все равно считают эту технику сложной для новичков. Благодаря этому оригинальному методу можно и сложить саму фигуру, и при необходимости узнать, как именно она была сделана. По этой причине паттерны используют при разработке современных прототипов.
Техника «мокрого» оригами
Она была изобретена искусным мастером по имени Акира Есидзава. Он всего лишь решил использовать не очень большое количество воды, чтобы придать бумажному материалу пластичности. С помощью жидкости бумажные фигурки начинают приобретать нужную плавность линий, их черты становятся намного более выразительными и жесткими.
Этот метод стоит применять для фигурок растений или животных, так как они считаются более сложными. Кроме этого, благодаря технике «мокрого» складывания готовые фигурки смотрятся куда более естественно. Для подобного метода используют особую плотную бумагу, в ее основе присутствует специальный клей. С его помощью волокна бумаги будут лучше соединяться между собой.
Кусудама
Это разновидность популярного модульного оригами. Суть работы – собирание фигур в виде шара из бумажных деталей-конусов. Чтобы конечная фигурка была прочной, эти детали обычно между собой хорошо сшиваются. При помощи данной техники можно создать просто потрясающие композиции из бумажных цветов и украсить ими интерьер любого жилища.
Искусство в современности
Период расцвета оригами во всем мире наступил сразу же после окончания войны в 1945 году, когда оригами вместе с американскими солдатами попало сперва в США, а уже чуть позже – во многие европейские страны.
Кстати, искусство похожее на оригами, иногда появлялось самостоятельно в различных странах. К примеру, известна школа бумажных фигур в Испании, ее связывают с именем Мигеля Уманум. Эта школа в свое время распространила свою технику складывания фигурок из бумаги даже в страны Латинской Америки. Жители Испании придумали собственную методику создания классических бумажных фигур, а кроме этого, изобрели и принципиально новую (метод создания бумажных птах «пахарит»).
Искусство оригами появилось на французской территории ближе к концу XIX века и активно применялось фокусниками – они на глазах зачарованной публики делали из листочка обычной белой бумаги небольшую птичку, которая размахивала крыльями.
Каждая страна перенимала искусство классического оригами с учетом собственных национальных традиций.
В Голландии создание бумажных фигурок относят к декоративно-прикладному искусству, оно стоит там в одном ряду с вышивкой и вязанием макраме.
В России технологию оригами апробируют как один из обучающих приемов в садиках и школах. Учителя проводят с малышами занятия, показывая им, как складывать из особой бумажной основы различные поделки. Этот вид творчества позволяет развивать не только мелкую моторику, но и мышление, а также память, логику.
Все традиционные оригами имеют квадратную основу. Однако сегодня можно без труда встретить такие модели, что складываются из треугольника, прямоугольника, многоугольника.
Интересные факты
Считается, что самое первое издание об оригами напечатали в 1797 году, оно отличалось громкоговорящим названием «Сембазуку ориката» («Как сконструировать 1000 журавлей»). Автор трактата Акисато Рито описывал в нем не столько различные способы формирования фигурок, сколько делал акцент на культурных традициях своей далекой страны.
В «Книге рекордов Гиннесса» можно отыскать самые необычные достижения, связанные с техникой оригами. Здесь есть рекорд на наиболее сложное оригами, самую громоздкую фигурку, совсем маленькую модель и множество других рекордов.
Кстати, из бумажной основы сформированный журавлик с 1999 года является символом мира во всем мире. Недавно был создан самый известный большой бумажный журавль. Его высота превышала 6 м, весил он 794 кг. Журавль был столь огромен, что его пришлось собирать и демонстрировать зрителям на большом стадионе.
Еще один опытный мастер по созданию оригами, Акира Найто, создал самого малюсенького журавля в мире из микроскопического бумажного квадратика с параметрами 0,1×0,1 мм. Акире пришлось осуществить эту кропотливую работу при помощи профессионального пинцета и хорошего микроскопа.
Обычно японские фигурки создаются из специального вида бумаги. Современные мастера могут без труда использовать для подобных целей обычную оберточную бумагу, порою можно встретить фигурки из фантиков от конфет. Часто применяется обычная газетная бумага. Самым креативным подарком может стать фигурка, аккуратно сложенная из денежной банкноты.
Что такое оригами и каким оно бывает?
Наверняка каждый человек в детстве собирал из бумаги фигурки в технике оригами, например, дракончика, самолетик или кораблик. Эти самые распространенные варианты бумажных поделок — лишь крошечная часть техники оригами, ведь на самом деле данное искусство содержит в себе богатую историю и множество различных способов создания прекрасных вещей своими руками. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое оригами, как оно появилось и каким бывает.
Что это такое?
Оригами — это техника создания фигурок из бумаги, дословно с японского это определение переводится как «сложенная бумага». Искусство складывания поделок из бумаги появилось на Востоке, постепенно распространившись по всему миру. Бумажные поделки универсальны, ведь для самых популярных фигурок не нужно ничего, кроме бумаги и вдохновения.
Японское оригами основано на складывании, сгибании и разворачивании листов бумаги определенным способом. Декоративно-прикладное искусство насчитывает несколько разновидностей, различающихся по количеству используемых материалов и технике складывания. Начинающие оригамисты складывают классические фигурки без использования ножниц и клея. Опытные рукодельники тоже найдут для себя интересные техники складывания классического оригами, ведь существует огромное количество схем разного уровня сложности.
Самыми сложными являются методы мокрого и модульного складывания поделок, такими техниками обычно занимаются более опытные любители рукоделия.
История возникновения
Декоративно-прикладное искусство складывания бумаги появилось много веков назад, поэтому существует множество теорий о его происхождении. Большинство из них сходятся в общем мнении, что родиной оригами является Япония. Причина такого мнения заключается в том, что японцы уже в XII веке активно использовали это искусство для проведения различных религиозных обрядов — поделки часто вывешивались на входе в храмы и устанавливались дома на алтарях.
До наших дней Япония сохранила некоторые традиции складывания оригами и народные поверья, такие как складывание тысячи журавликов для исполнения желания или установка шара «кусудама» в изголовье кровати, чтобы привлечь хорошие сны.
Первые оригами изготавливали из коконов гусениц шелкопрядов. Вначале собирали достаточное количество коконов, кипятили их в воде и высушивали. Затем материал утюжили, чтобы получить тонкий, шелковистый лист, напоминающий современную бумагу. Такое изделие было недешевым, поэтому со временем его заменили бумагой из бамбука и коры деревьев.
Кроме Японии, искусство активно развивалось и в других странах, таких как Китай, Корея, Испания и Германия. В Европе оригами стало пользоваться популярностью немного позже, чем в восточных странах — испанцы начали проводить церемонии с использованием бумажных поделок примерно в XV веке. Наибольший скачок популярности декоративно-прикладного искусства произошел в тот момент, когда немецкий педагог Фридрих Фрёбель предложил добавить его в обучающую программу для дошкольников.
В середине XX века в обиход ввели систему условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта, это существенно улучшило понимание схем и позволило распространить искусство по всему миру. Примерно в 1960-х годах люди начали массово создавать не только классические фигурки, но и объемные модульные поделки из бумаги. В наше время оригами считается одним из самых распространенных хобби в мире, а также отличным способом для развития мелкой моторики рук.
Описание видов
Классическое оригами включает в себя создание фигурок из одного бумажного листа. Чаще всего такие поделки плоские, но бывают и необычные подвижные и невероятно сложные изделия. Этот тип декоративно-прикладного искусства – самый распространенный, но он включает в себя множество базовых форм и трудных схем, с которых не стоит начинать новичкам.
По этой причине существуют упрощенные системы изготовления поделок и принципиально отличающиеся техники.
Разновидностями оригами считаются следующие виды: собирание из модулей, простая техника сгибания, изготовление поделок по паттерну и создание фигурок с плавными формами при помощи мокрого складывания. Несмотря на все различия, каждый вид использует универсальную систему обозначений, изобретенную японским мастером оригамистом Акирой Ёсидзавой. Предлагаем подробнее рассмотреть каждый вид декоративно-прикладного искусства.
Модульное
В модульном оригами техника складывания деталей та же, что и в классическом оригами, но результат работы существенно отличается. Модульные поделки — это большие фигурки, собранные из большого количества модулей, сложенных из бумаги. Каждый модуль создается по одной и той же технологии, а затем все детали складываются друг в друга определенным образом для получения изделия необходимой формы. В некоторых поделках может различаться размер деталей, но принцип складывания модулей всегда одинаковый.
Небольшие простые конструкции не распадаются благодаря силе трения, а для закрепления сложных тяжелых моделей иногда используют клей, но это не обязательно.
Сами модули также бывают разных типов, но для каждой конкретной поделки используется только одна схема складывания деталей. Также существует техника модульного оригами, в которой невозможно обойтись без клея, например, при изготовлении шара «кусудама». Простые поделки, например, кубик Сонобе или плоское небольшое панно, держатся крепко и без клея. В том случае, когда панно или фигуры насчитывают сотни или даже тысячи модулей, клей становится необходимым.
Типы модулей различаются по способу их соединения между собой, в результате из каждого вида деталей получается огромный ассортимент разнообразных поделок. Детали бывают как плоскими, так и объемными: первые — это многоугольники (подставки), звездочки, колечки и вертушки, а вторые — правильные многогранники и их сочетания.
Простое
Простая техника складывания бумажных фигурок была придумана британцем по имени Джон Смит. Британский оригамист изобрел упрощенную систему изготовления оригами, предназначенную для начинающих рукодельников, — она основана исключительно на складках горой и долиной. Простое оригами подходит не только для неопытных оригамистов, но и для людей с ограниченными возможностями.
Жесткие рамки из всего лишь двух приемов складывания лишают возможности использовать сложные приемы (с некоторыми исключениями), но в то же время вдохновляют на придумывание новых схем, приводящих к похожему результату.
Техника изготовления простых оригами заключается в том, чтобы создать фигурку с основными отличительными чертами, но с использованием минимума сгибов и складываний. Еще одно отличие простого оригами от классического — это отсутствие жестких требований к осуществлению правильных сгибов, все складки выполняются «на глаз». Это раскрывает дополнительные преимущества при создании поделок, ведь каждое изделие будет уникально, особенно если это мордочка животного или выражение лица человека.
Складывание по паттерну
Паттерн в технике оригами — это особый чертеж, на котором уже нанесены все необходимые сгибы для складывания поделки. Такая техника является более удобной, чем составление обычной схемы, ведь для сложных фигур инструкция будет слишком громоздкой. В настоящее время упрощенные схемы паттернов используют для воспроизведения невероятно сложных моделей, поэтому такое японское декоративно-прикладное искусство становится все более популярным.
На первый взгляд может показаться, что паттерн не такой наглядный, как стандартная схема сборки оригами. Однако на самом деле чертеж предоставляет очень много информации — не только инструкцию по складыванию модели, но и то, как она была изобретена. Американский оригамист Роберт Лэнг утверждает, что для складывания фигурок по паттерну вовсе нет необходимости знать точную последовательность действий, кроме того, таких пошаговых инструкций и вовсе не может быть. Причина в том, что все сгибы и складки осуществляются одновременно, без каких-либо подготовок.
На некоторых паттернах даже отсутствуют некоторые линии сгибов, не отвечающих за основную форму моделей, поэтому некоторые элементы рукодельники должны завершить самостоятельно.
При создании паттернов авторы не используют классические обозначения сгибов «горой» и «долиной». Все чертежи покрыты огромным количеством линий и пунктиров, которые становится сложно читать. В настоящее время не существует одной системы для разметки паттернов, поэтому оригамисты используют несколько разных разметок:
неявный паттерн — все нанесенные линии одинаковые;
явный паттерн — линии «горой» и «долиной» нанесены разными способами;
для печати — линии различаются по толщине или по способу нанесения (сплошная линия и пунктир);
для публикации в Интернете — линии наносят двумя разными цветами, чаще всего красным и синим.
Мокрое складывание
Техника мокрого складывания оригами, изобретенная оригамистом по имени Акира Ёсидзава, позволяет создавать фигурки с плавными линиями, выразительными контурами и жесткой структурой. Метод предполагает, что во время сборки используется смоченная в воде бумага, которая впоследствии высыхает, сохраняя мягкую форму. Способ складывания существенно отличается от классического оригами, в котором идеалом считаются точные плоские складки. Мягкое оригами, выполненное в мокрой технике, никак не поддается геометрической точности, поэтому отлично подходит для создания природных объектов, таких как растения и животные. В настоящее время именно этот способ является самым удобным для передачи достоверных очертаний фигурок представителей флоры и фауны.
Мокрое складывание позволяет сложить любые фигурки, но лучше всего получаются простые модели животных. Перед началом работы оригамисты рекомендуют попробовать вначале сложить фигурку классическим способом, чтобы лучше понять технологию, и только потом приступать к мягкому методу.
Мокрая методика считается более сложной, чем классическая, поэтому не подходит для новичков.
Для такого декоративно-прикладного искусства необходимо тщательно подбирать бумагу — чем сложнее и крупнее фигурки, тем плотнее должна быть бумага. Примерная плотность бумаги, подходящая для мокрого оригами, — от 90 до 170 г/м². Но даже такой материал нельзя смачивать полностью, иначе получатся разрывы. Во время складывания увлажняют только те элементы, которые необходимо сформировать.
Общие принципы
Каждая техника сборки оригами позволяет изготавливать разнообразные поделки, не похожие друг на друга, однако все методики объединяют определенные условные обозначения. Эти знаки состоят из определенных символов (стрелок, пунктиров, линий и др.), которые без лишних слов в легкой форме объясняют, какие манипуляции необходимо провести с листом бумаги. Уникальная и простая система знаков была придумана японским специалистом по оригами — Акирой Ёсидзавой.
Складывание фигур с детьми
Многим детям нравится складывать фигурки оригами, особенно если их можно использовать для игры или подарить близкому человеку. Бумажные поделки — это отличный способ изготовить новогодние украшения для школы или подарок на 8 Марта учителям и родственникам женского пола. Модели можно изготовить как из цветной бумаги, так и из тетрадного листа или газеты. Занятия по складыванию фигурок очень полезные — они развивают мелкую моторику и воображение.
Предлагаем рассмотреть несколько интересных идей для создания оригами вместе с детьми.
Поделки для игр. Техника оригами позволяет складывать разные фигурки, с которыми впоследствии можно играть. Самыми популярными игрушками оригами среди детей являются «ловушка для пальцев» и «гадалка». Не менее популярны летающие самолетики, которыми часто играют не только дети, но и взрослые. Также для игр подходят поделки животных и птиц, например, жаворонок, мышка или жираф.
Зоопарк в японском духе: звери-оригами
Анималистика – любимый жанр детского творчества, который находит отражение в разных видах искусства. Чаще других изготавливаются оригами-звери из бумаги, в равной степени подходящие для кукольных домашних спектаклей и для украшения открыток или картинок. Среди разнообразных моделей можно найти и очень простые, для детей 4 – 6 лет и сложные реалистичные фигурки, достойные мастеров высокого уровня.
Самые популярные животные Японии
Традиция складывания оригами-животных имеет долгую историю, берущую начало в синтоистских обрядах и верованиях. Храмы этой религии не принято украшать статуями богов, их издавна заменяли анималистическими тотемами, в том числе и бумажными. Так, духа гор Оками изображали в виде волка, а богиню плодородия Инари – в образе лисицы. Священными также считались черепахи, акулы, некоторые морские змеи и моллюски, стрекозы, енотовидные собаки, белые кошки и пятнистые олени.
Многим животным приписывали функции посланников того или иного божества, через них передавали просьбы и молитвы. Для того, чтобы обращение было услышано, изготавливали ритуальные фигурки-оригами «связных» и оставляли в храмах. Например, с помощью небезызвестных журавликов просили о здоровье близких или хорошем урожае. О подобных тонкостях искусства оригами можно рассказать детям, прежде чем складывать зверей из бумаги. Тогда этот процесс станет не только увлекательным, но и осмысленным, подарит ощущение сопричастности ко всему живому, которое составляет основу древней японской религии синто.
Кошка
В Стране восходящего солнца кошек любят и почитают не меньше, чем в Египте. Ведь эти грациозные существа, живущие бок о бок с человеком, по мнению японцев, способны притягивать удачу и материальное благополучие. Их так и называют манэки-нэко – «манящие, привораживающие кошки».
Кошачьи фигурки из фарфора или пластика, машущие воображаемой удаче лапкой, продаются в Японии повсеместно. Их украшают монетками или ставят на символические купюры, чтобы «приманивали деньги». А вот для декора детской картонной копилки можно изготовить бумажную кошку-оригами. Для неё понадобится квадрат со стороной 21 или 15 см. Можно использовать бумагу ками с узором, хотя традиционные манэки-нэко белого цвета.
Пошаговая инструкция:
- Исходный квадрат размечаем, делая диагональные складки.
- Раскрываем заготовку и сгибаем к центру верхний и нижний угол.
- Ещё раз складываем вдвое каждую половину фигуры.
- Получается узкая полоска, как на рисунке.
- Разворачиваем её до исходного состояния.
- Складываем пополам сверху вниз. Раскрываем правую сторону изнутри, внешний угол опускаем вниз и прижимаем получившийся ромб.
- Сгибаем три его вершины по пунктирным линиям, показанным на рисунке.
- Нижнюю точку поднимаем вверх до упора и складываем правую часть заготовки по намеченным ранее линиям сгиба.
- Верхнюю часть опускаем вниз, ориентируясь на указанный пунктир. Это будет кошачья мордочка.
- Правый и левый верхний угол складываем Z-образно, обозначая уши.
- В нижний части мордочки делаем аналогичный сгиб.
- Получается рот и нос. Левую сторону модели сгибаем по пунктирной линии и вновь разворачиваем.
- Делаем внутреннюю обратную складку по намеченным в предыдущем шаге линиям.
- Повторяем действие, только немного сдвинув складку.
- Полученный хвостик, подгибаем по пунктирной линии.
- Рисуем кошечке глаза, носик и усы.
Можно сделать этого очаровательного зверя-оригами из бумаги и в более лаконичном стиле. Так он будет выглядеть действительно по-японски. Только бумагу нужно брать одностороннюю, чтобы подчеркнуть разные части тела за счёт контраста.
Японские храмы, не только сионистские, но и буддийские, нередко охраняют символические стражи, напоминающие то ли львов, то ли тибетских мастиффов. Их называют комаину. Этих мифических животных обычно устанавливают у входа парами, причём одно из них неприветливо скалится, а другое слегка улыбается. Считается, что показывающий зубы комаину отгоняет злых духов, тогда как его приветливый «напарник» притягивает добрые силы.
Льва-защитника можно сделать из бумаги в технике оригами – «царь зверей» относится к самым простым моделям, доступным для начинающих. В его основе лежит базовая фигура «воздушный змей».
Пошаговая инструкция:
- На исходном квадрате намечаем диагональную складку.
- Сгибаем к ней боковые стороны.
- Кромку образовавшегося верхнего слоя слегка подгибаем внутрь по пунктирной линии.
- Складываем правый и левый угол, как показано на рисунке.
- Сгибаем заготовку пополам «долиной».
- Левую часть поднимаем вверх, под прямым углом к правой, делая обратную складку.
- Открываем вертикальную деталь.
- Её верхнюю часть опускаем по отмеченному пунктиру.
- Получается львиная морда, окружённая гривой. Подгибаем острый «подбородок», чтобы лев выглядел натуралистично.
- Правую сторону складываем по линии, отмеченной на рисунке.
- Отгибаем обратно.
- И вновь складываем по пунктиру.
- На кончике «хвоста» делаем небольшую обратную складку – кисточку.
- Лев-хранитель готов.
Ещё несколько схем зверей-оригами из бумаги, которые подойдут для новичков и детей дошкольного возраста:
Домашний театр – одна из сфер применения бумажных игрушек. Для детей существуют лёгкие схемы, по которым они смогут быстро собрать будущих «актёров». И сыграть с ними не одну постановку.
Манигами «Кролик»
Как подарить маленькому ребёнку деньги? Сами по себе они не интересны в младшем возрасте, когда хочется чего-то более осязаемого: игрушку, лакомство, книгу. Другое дело сложить из купюры симпатичного зверька-оригами. Ребёнок обрадуется необычной фигурке, а его родители – возможности приобрести что-то по-настоящему нужное, вместо «дежурного» подарка.
Школьники, наоборот, вполне способны сделать из припасённой в копилке банкноты подарок для старших членов семьи. Например, маме на 8 Марта или папе на 23 февраля. Словом, поводов сложить манигами-кролика великое множество. Главное, научиться это делать.
Для оригами лучше брать новые, не затёртые, прочные купюры. Деньги, долго бывшие в обращении, не только теряют внешний вид, но и плохо держат форму при сборке.
Пошаговая инструкция:
- Начинаем складывать модель с базовой фигуры «Водяная бомба». Работаем с одной стороной купюры. Правый угол складываем к левому краю. Открываем. Повторяем действие с левым углом. Сгибаем короткую сторону по центру пересечения диагоналей. Используя все намеченные складки, делаем «Водяную бомбу».
- Переворачиваем купюру обратной стороной. Складываем свободный край к «бомбе», оставляя немного пространства до вершины.
- Сгибаем фигурку кролика пополам «горой», при этом его «ушки» поднимаются вверх. Они расположены симметрично по обеим сторонам головы.
- Края ушек складываем Z-образно.
- Оформляем спину кролика. Верхний угол сгибаем в одну сторону, затем в другую. И делаем обратную складку.
- Задние лапки служат опорой фигурке, чтобы она стояла вертикально. Сложим правый край, чтобы он располагался под углом к туловищу. Теперь кролик не упадёт. Затем фигурку раскрываем со стороны головы и подгибаем внутреннюю часть. Снаружи передние лапки зверька получаются треугольными.
Неплохая идея – спрятать денежного кролика в большое яйцо от «Киндер-сюрприза». А в западной Европе подобного рода манигами часто кладут в пасхальные корзинки.
Олень из модулей
Пятнистый олень – для японцев второе по значимости животное, после енотовидной собаки. Они считаются посланцами сразу нескольких богов и даже обзавелись собственным городом. В древней столице Японии, городе Нара, олени бродят по улицам так же свободно, как местные жители или многочисленные туристы. Их кормят из рук, холят и лелеют, а убийство этих безобидных, доверчивых животных считается государственным преступлением.
Понимая, что люди относятся к ним как-то по-особому, олени совершенно перестали бояться и то и дело «пристают» к прохожим, требуя угощение. На каждом городском перекрёстке стоят специальные автоматы с любимым лакомством четвероногих божественных посланцев – солёными крекерами. И если чересчур экономный турист или горожанин проходят мимо подобной «оленьей столовой», недовольные животные заступают ему дорогу и настойчиво подталкивают к монетоприёмнику.
Сегодня в городе Нара проживает свыше 1200 оленей. Согласно легенде, некогда один из верховных богов японского пантеона – Такэмикадзути-но въехал в Нару именно на этом животном. Для небожителя построили святилище Касуга, а для его оленей вокруг разбили парк. На память о посещении удивительного города, продаются талисманы с изображением четвероногих «владельцев Нары». Японцы верят, что олень приносит счастье, долголетие и благополучие. Впрочем, совсем не обязательно ехать в Нару, чтобы обзавестись добрым талисманом.
Оленя можно изготовить самостоятельно в технике модульного оригами. Священный зверь японцев станет отличным украшением интерьера или впечатляющим подарком и точно принесёт радость окружающим.
Искусство оригами: фигурки из бумаги своими руками
Оригами – это японское искусство, однако оно берет начало в древнем Китае. Ведь именно там изобрели бумагу. Но идея складывать из бумаги необычные фигурки пришла в голову японским мастерам. Первыми этой удивительной техникой овладели древние монахи. Чтобы принести дар богам, жрецы складывали продукты питания в самодельные коробочки из бумаги – санбо.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! Слово «оригами» переводится как «сложенная бумага». Примечательно, что в японском языке слова «бумага» и «бог» звучат одинаково – «ками». А «ори» значит «сложенный».
Бумажные фигурки обязательно присутствовали в храмах, ими украшали статуи божеств. Со временем бумага перестала быть дефицитным товаром, а потому оригами стало использоваться не только в религиозных обрядах. Однако стоимость материала все еще оставалась высокой, поэтому простому населению данный вид искусства был недоступен.
Оригами стало популярно среди знати, при императорском дворе. Кавалеры очаровывали своих спутниц тем, что виртуозно складывали бумажные поделки. Фигурки становились гербами знатных семей, обязательным украшением на праздниках.
Когда нужно было передать тайное послание, фигурку складывали так, чтобы никто посторонний не смог ее развернуть. Если послание носило любовный характер, его делали в виде романтических атрибутов.
Популярность техники возросла после Второй Мировой Войны. Мастер Акира Ёсидзава создавал фигурки, имевшие особый смысл. Он доказал, что искусство выходит далеко за рамки журавлей, лягушек и цветочков. Он изобрел особые техники складывания, представленные в виде чертежей.
В XIX веке искусство перестало ограничиваться Японией и распространилось на другие страны. В Европе техника нашла применение не только на бумаге. Из ткани складывали чепцы, воротники, другие головные уборы.
Испанские мастера придумали птичку «пахариту», даже сама техника в этой стране называется по-другому. Вместо оригами испанцы говорят «делать пахариты».
В Германии оригами из хобби превратилось в педагогику. Учитель Фридрих Фребель с помощью бумажных фигур объяснял ученикам элементарную геометрию.
Нюансы выбора бумаги
В целом, чтобы создать простую фигурку, понадобится только лист бумаги и ваши руки. Для создания детализированного шедевра пригодятся и другие инструменты. В выборе подходящих материалов может возникнуть загвоздка. Какая же бумага подойдет для оригами?
- Офисная бумага обладает высокой плотностью, небольшой шероховатостью. За счет этого из нее можно складывать модульные изделия. Бумага не скользит и хорошо держит форму. Используют и белые, и цветные листы.
- Простые изделия можно сложить из маленьких квадратных листков или стикеров (такие обычно используют для заметок). Если на листке есть проклеенная полоска, следите, чтобы она оказалась внутри готового изделия.
- Бумага «ками» предназначена именно для оригами. Продается в нарезанном виде, как правило, в форме квадрата. С одной стороны «ками» белая, со второй – цветная. Встречаются и двусторонние цветные листы.
- Обыкновенная цветная бумага, которую покупают детям. Качество ее бывает разное, самый дешевый вариант не подойдет. Листы будут скользить, рваться и т.п.
- Старые журналы. Главное, чтобы листы в них были не тонкими.
- Оберточная бумага. Учитывайте, что глянцевая поверхность скользкая, для поделок ее использовать не стоит. Выбирайте матовые листы. Особой прочностью обладает крафтовая бумага.
- Тисненая бумага. Оптимальный вариант, если вы решили сложить цветок.
- Бумага ручной выделки «уоши». Она волокнистая и мягкая, благодаря чему изделия получаются тоже мягкими, без острых углов.
- Гофрированная бумага. Преимущество в том, что ее можно тянуть, не боясь порвать, она пластичная. Но подходит не для всех изделий. Преимущественно для цветов.
СОВЕТ! Чтобы сделать простую фигурку, возьмите плотную бумагу. Для создания сложных изделий из нескольких модулей, воспользуйтесь тонкой, но прочной бумагой.
Новичку не стоит спешить в магазин за дорогостоящей специальной бумагой. Тренироваться можно на исписанных тетрадных листах, ненужных документах и на всем том, что не жалко.
Нужны ли инструменты
Иногда для создания оригами могут понадобиться некоторые инструменты.
Как правило, он нужен, чтобы приклеить на готовую фигурку мелкие детали. Если вы не планируете разбирать изделие, хотите, чтобы оно стояло и радовало глаз, есть смысл склеить его. Подойдет ПВА или клей-карандаш.
Когда нужно склеить между собой два листа, можно использовать аэрозольный клей. Не забывайте о правилах безопасности: распыляйте аэрозоль на открытом воздухе или потом хорошо проветрите комнату.
Ножницы или резак
Они обязательно должны быть острыми и не тугими. В противном случае рез останется неровным и помятым. Лучше всего иметь про запас несколько вариантов ножниц. Для вырезания мелких деталей подойдут маникюрные ножницы. Иногда удобнее воспользоваться резаком: прорезать линию, подравнять.
Красящие материалы
Если вы сделали фигуру из белой бумаги, но вам она кажется слишком скучной, разукрасьте изделие красками, карандашами, фломастерами и т.п.
Острый карандаш
Необходим для разметки бумаги. Так будет легче вырезать основу. Оптимальный вариант – карандаш со сменным грифелем, который не нужно затачивать.
Дополнительные материалы
Чтобы придать изделию законченный вид, могут понадобиться глазки, ленточки, куски ткани, бусины и прочие украшения.
Оригами в интерьере
Каждая фигурка оригами несет особый смысл. Украсить такими изделиями можно любую комнату: спальню, детскую, гостиную, рабочий кабинет. Современные дизайнеры часто пользуются этой техникой, добавляют оригами в интерьер. Популярны предметы мебели, имитирующие оригами, которые выглядят воздушно, легко и стильно.
Трехмерными фигурами украшают стены, стеллажи, комоды. Готовые изделия или просто вешают на стену, или сначала помещают в рамку.
Искусственные цветы уже давно вышли из моды, в интерьере помещений их практически не встретишь. А вот цветы оригами – другое дело. Их используют в декоре, выглядят бумажные изделия интересно и необычно.
Панно или объемная бумажная аппликация – отличный вариант украшения интерьера. Много маленьких бабочек, будто разлетающихся по стене, добавят в дизайн динамичности. На стене в детской можно приклеить бумажные звезды, это сделает интерьер более загадочным и необычным.
В оригами есть особое ответвление – кусудама. Это бумажный шар, выполненный из множества разноцветных узоров или цветов. Яркие изделия подвешивают к люстре, размещают на столах и полках. Кусудама дополняет и завершает общий дизайн интерьера.
Пошаговые мастер-классы для новичков
Вот вы решили освоить для себя новую технику, взяли лист бумаги, приготовились и… просто сидите и смотрите на этот лист. С чего же начать? Мы подготовили для вас пару несложных мастер-классов. Благодаря им вы сложите свои первые фигурки и поймете, хотите ли дальше развиваться в этом направлении.
Вряд ли вам быстро удастся стать вторым Гонсало Гарсия Кальво. Это мастер из Испании, который создает впечатляющие творения из одного листа бумаги. Каждое его изделие проработано до мелочей и выглядит очень реалистично. Кальво создает различных животных, его коллекция насчитывает больше 160 работ.
Увидев фигуры Гонсало Гарсия, понимаешь, что есть к чему стремиться! Но начнем с малого.
Оригами «Кораблик»
Расположите прямоугольный лист вертикально. Согните его пополам, подтянув нижнюю часть к верхней.
Нижний правый угол подтяните к левому правому углу. В месте перегиба бумаги сделайте небольшую складку, после чего откройте бумагу обратно.
Переходите к складыванию треугольника. Складка будет служить вам направляющей. Согните нижние углы к середине листа.
Поверните фигуру. Согните нижний прямоугольный край по направлению к треугольнику.
Переверните будущий кораблик. Нижний край прямоугольника загните вверх. Разверните фигуру.
Правый нижний угол согните вдоль полученной складки. Аналогично поступите с нижним левым углом.
Загните нижний край вверх. Откройте нижнюю часть фигуры. Торчащие уголки заправьте в клапаны.
Один угол фигуры загните вверх. Поверните фигуру и проделайте аналогичные действия с другим углом.
Раздвиньте левую и правую створки. Придайте фигуре форму лодки, немного приоткройте ее. Треугольник, полученный в середине, выступает в роли кораблика.
Оригами «Рубашка»
Для этого оригами вам понадобится денежная купюра любого номинала.
Положите купюру кверху той стороной, которую вы планируете спрятать в будущую рубашку. Сложите купюр пополам, подтянув нижний край к верхнему. Так вы наметите центр фигуры.
Разверните купюру, после чего аккуратно согните верхний и нижний края к середине.
Старайтесь, чтобы складки получились максимально четкими и ровными.
Один конец полученной полоски заверните на другую сторону. Это – будущий воротник рубашки, сами решите, какой высоты он будет. Держите купюру так, чтобы вверх она смотрела свернутыми краями.
Возьмитесь за правый угол воротника и сложите его по диагонали в направлении центральной складки. Повторите это с левым углом. Они должны получиться одинаковыми.
Второй конец полоски согните примерно на треть. Затем согните еще раз, чтобы конец заходил за края воротника.
Разверните несколько последних сгибов. Поверните купюра так, чтобы вы смотрели на сторону без воротника.
Откройте клапаны и выверните внешние складки (как на рисунке). Держась за складки, сверните купюру обратно.
Нижний край рубашки загните обратно вверх. Переверните фигуру, край спрячьте под уголками воротника.
В оригами все ограничивается вашим упорством и целеустремленностью. Если после первой неудачи вы опустите руки, то познать все прелести этой техники не удастся. А если с каждым испорченным листом вы будете с еще большим рвением браться за новый, то вскоре искусство вам поддастся. Дерзайте, все у вас получится!