1

Как научить ребенка читать по слогам

Родители большинства детей дошкольного возраста полагают, что обучение чтению следует начинать не ранее 5-6 лет. И лучше, если занятия будут проходить в детском саду или в специальных развивающих центрах. Однако методисты отмечают, что косвенная подготовка к чтению начинается уже с трехлетнего возраста и вполне успешно проходит в домашних условиях.

Большое количество разработок и литературы позволяет подобрать оптимальный вариант обучения для ребенка. Родители могут с легкостью подойти к решению вопроса, как научить ребенка читать по слогам дома. При этом потребуется немного: проявить терпение по отношению к малышу, включить элементы игры в обучение и не торопиться. Рассмотрим подробнее общие рекомендации и методики обучения чтению.

Готов ли ребенок к чтению

В интернете, книжных магазинах представлены разнообразные методики, некоторые из которых предлагают начинать обучение чтению в возрасте от 1 до 3 лет. Родители с готовностью приобретают такие комплекты и отчасти получают желаемый результат. Как правило, ребенок повторяет за мамой (папой) отдельные буквы, слова или показывает на нужные картинки. Но через некоторое время интерес у малыша пропадает, полученная информация забывается поскольку не находит практического применения. Это связано с тем, что дети до трех лет познают окружающий мир через ощущения. Они трогают вещи, пробуют их на вкус, ломают, перекладывают. Поэтому, ребенок учит алфавит в два года автоматически. В силу физиологических особенностей он еще не способен читать осознанно.

Существует несколько периодов, когда возможно начинать обучение чтению:

  1. Допустима предварительная подготовка с трехлетнего возраста.
  2. Основная подготовка начинается с 4-5 лет. Она зависит от психологической и физиологической готовности самого ребенка.

В три года малыш готов к чтению, если:

  • с удовольствием рассматривает книги, «читает» их своими словами;
  • смотрит в книгу, перевернутую вверх ногами, при этом пересказывает своими словами содержание;
  • интересуется, чем занимается мама или папа, когда видит их читающими литературу.

При условии, что ребенок хорошо освоил устную речь, четко произносит звуки, можно с ним начинать изучать буквы. Подробнее о методике, позволяющей закрепить знания в раннем возрасте, будет рассказано ниже.

В возрасте 4,5 — 5 лет наступает очередная потребность ребенка в чтении. Какие признаки подскажут родителям о готовности дошкольника к чтению:

  • он связно и полно выстраивает предложения, способен логично излагать свои мысли;
  • не имеет логопедических проблем. Однако, если желание у ребенка к чтению сильное, но физиологически он еще не готов произносить сложные звуки (например, «р», «л», «щ» и др.), однозначно следует удовлетворить потребность малыша в изучении букв. Только следует исключить элементы, вызывающие у него затруднения. Чтение должно приносить исключительно положительные эмоции, чтобы не отбить в дальнейшем любовь к литературе;
  • знает понятия верх, низ, вправо, влево;
  • заинтересован книжками. Ребенок сам берет книги с полки, любит, когда ему читают. Обсуждает прочитанное, сопереживает героям, рисует или лепит их;
  • способен на занятия длительностью 5-10 мин. Чтение – это системный процесс, который требует концентрации и внимания от ребенка.

Важным моментом является умение ребенка различать звуки в словах. Этот навык можно нарабатывать с трехлетнего возраста. Однако если момент был упущен, в 5 лет следует начинать именно с изучения звуков. Уже затем плавно переходить к чтению по слогам.

Традиционный подход к обучению чтению

Как научить ребенка читать по слогам в возрасте 4-6 лет? Наиболее часто применяют традиционную технику, которая основана на последовательном изучении простых гласных и согласных. Причем, их стараются по мере прохождения материала объединять в слоги, слова и отдельные предложения. Преимуществом подхода является то, что уже через несколько занятий ребенок прочитывает свои первые слова и простые предложения. Важно в занятиях создание позитивного настроения у малыша, приобретение уверенности в освоении материала. По мере усвоения элементарных звуков и односложных слов, материал усложняется. Однако для сохранения интереса сложные элементы чередуют с простыми, забавными заданиями. Следует отметить несколько нюансов, которые обязательно нужно учесть при обучении чтения по слогам:

  1. Занятия проводят в утренние часы. В этот период ребенок наиболее легко и с интересом усваивает новую информацию. Для детей, посещающих детский сад, следует определить наиболее раннее вечернее время (по возможности после дневного сна) и утро выходного дня.
  2. Создают спокойную, дружественную атмосферу. Не принижают ребенка, подбадривают его в случае неудачи. Если какие-то темы вызывают затруднения, то проходят их еще раз.
  3. Продолжительность урока составляет от 5 до 15 минут. Время обучения должно то удлиняться, то укорачиваться, так как некоторые задания достаточно простые и короткие. Но, есть сложные упражнения, требующие терпения и определенных навыков от ребенка.
  4. Не заставляют малыша изучать за один раз всю страницу. Заранее договариваются с ребенком пройти за занятие один столбик или одно упражнение.
  5. Букву произносят ребенку, опираясь на ее звуковое произношение. Например: не «рэ», а «р»; не «ка», а «к»; не «эль», а «л» и так далее.
  6. Помогают малышу в трудных местах интонацией, обращают внимание на паузы между предложениями.

Важно! Родители, нацеленные на обучение чтению в домашних условиях, осуществляют уроки систематически. Кроме того, необходимо закреплять полученную информацию. Для этого используют «подручные» тексты, например, вывески на магазинах, надписи на сладостях или игрушках . При этом подбирают четкий шрифт, написанный печатными буквами. По мере освоения пособия, предлагают ребенку адаптированную литературу с укрупненным текстом или разбивкой по слогам.

Наиболее популярными для домашнего обучения являются букварь Н. С. Жуковой и подборка материала, в котором ребенок сможет прочитать большое количество отдельных слогов. При этом прочтение слогов доводят до автоматизма и затем, переходят к их объединению и чтению слов, предложений.

Методика Монтессори при раннем обучении чтению

Для родителей, которые имеют свободное время и желание изготавливать обучающий материал, подойдет методика Монтессори. Обучение можно начинать с 3,5 лет, но оно будет немного отличаться от привычного для нас подхода. Рассмотрим подробнее как при помощи этой методики научить ребенка читать по слогам в раннем возрасте.

Мария Монтессори доказала, что дети с 3 лет больше восприимчивы к письму, чем к чтению. Они часто рисуют или пишут, при этом используют крупные круговые элементы. Поэтому ее разработки сначала направлены на написание букв ребенком, что является косвенной подготовкой к развитию речи и чтению. Как происходит поэтапное изучение букв:

  • подготавливают или приобретают прописные шероховатые буквы. Малыш учится обводить их с помощью взрослого в нужном направлении, запоминает их устное обозначение (дается звуковое произношение буквы);
  • параллельно с этим ребенку подбирают игрушки или делают черно-белые карточки, в которых предметы начинаются на одну букву (желательно, сделать не меньше 5 примеров). Малышу произносят слово четко, выделяя первый звук голосом, просят его назвать. Следует помнить, что одна буква может обозначать два звука. Например: буква «м», бывает твердой (мышка, мука) или мягкой (мишка, мюсли). По мере освоения материала делают слова, оканчивающиеся на один и тот же звук (дом, гном, сом, ком, лом).Важно: звук в конце слова должен соответствовать букве.Например, слово «зуб» не подойдет, так как пишем «б», а слышим – «п»;
  • работают с подвижным алфавитом (есть в продаже). Принцип работы: просят ребенка выложить на полу те буквы, которые он знает. Предлагают ему составить слово. Например, малыш выбрал буквы: с, к, о, н. Мама произносит слово сок, спрашивает какую букву он слышит первой. Ребенок отвечает и выкладывает на коврик и т. д.

По мере взросления дошкольник будет совершенствовать эти умения. Примерно в возрасте 3,5-4 лет ребенку дают возможность писать крупные прописные буквы мелом на доске, постепенно переходя на лист бумаги и к 4,5-5 годам на крупную линейку.

В возрасте 4,5 лет методика Монтессори предлагает начинать непосредственное обучение чтению. Для этого используется специальный материал, который при желании можно сделать в домашних условиях. Сначала принцип основан на подстановке согласных к гласным и прочтении получившихся слогов. Далее, переходят к чтению односложных слов (дом, дуб, кот), двухсложных и так далее. Затем, с помощью карточного материала выстраивают предложения, учатся их читать. Закрепляют приобретенные навыки с помощью специальных заданий. Например, пишут ребенку печатными буквами пожелания (прыгни три раза, убери посуду и т. п.), подбирают или придумывают простые для прочтения тексты, усложняют короткими стихотворениями и переходом к обычным книгам с крупным шрифтом.

Независимо от выбранной технологии обучения, необходимо постоянно поддерживать интерес к чтению у ребенка. Предлагать разные форматы книг, не забрасывать чтение даже после освоения учебника.

Важно помнить, что трудности связанные с тем, как научить ребенка читать дома по слогам преодолимы. От родителей требуется терпение, доброжелательное сотрудничество с малышом и систематические упражнения. Поверьте, в домашней атмосфере процесс обучения идет быстрее, ребенок более спокоен и восприимчив к информации. Отсутствуют факторы конкуренции, сравнения с другими и обид, к которым маленькие дети весьма чувствительны. Кроме того, родители подбирают оптимальный темп обучения для своего малыша и подходящую для него методику.