Опыты с водой для детей

Один из самых любимых материалов для игр детей – вода. Чтобы превратить обычную забаву в увлекательное и познавательное занятие, покажите им опыты с водой. Эти простые и всем доступные эксперименты позволят надолго увлечь маленького непоседу, одновременно познакомив его со свойствами жидкостей.

Итак, вооружившись необходимыми емкостями и инструментами, приступим.

Зубочистка-магнит

Наполните водой небольшую миску.
Опустите туда кубик льда.
Положите зубочистку на лед.
Посыпьте солью зубочистку и лед вокруг нее.
Немного подождите и поднимайте зубочистку вместе с кусочком льда.

Получилось? Спросите у ребенка, почему так происходит? И объясните: соленой воде для замерзания нужны более низкие температуры, чем пресной. Значит, лед, посыпанный солью, подтаял. А когда соль ушла в воду, зубочистка вмерзла в кубик льда. Вот зачем дороги в гололед посыпают солью.

Вода с горкой

Возьмите чистую банку и смажьте края растительным маслом.
Поставьте банку в поддон и наполните ее доверху водой.
Осторожно, ребром, опускайте в нее монетки.

Банка переполняется; в какой-то момент, глядя сбоку, можно увидеть даже небольшую горку воды! Видите, как много монет вошло в банку, прежде, чем из нее начала вытекать вода? Почему так происходит? Ведь банка была полная, поэтому логично было бы предположить, что первые же опущенные монетки начнут выталкивать воду. Все дело в так называемом поверхностном натяжении: его сила создает эффект плотной пленки на поверхности банки. Поэтому нужно так много монет для того, чтобы эта “пленка” не выдержала и стала пропускать воду.

Зубочистки-пловцы

Налейте в миску немного воды.
Опустите туда несколько зубочисток.
По центру миски расположите небольшой кусочек сахара.
Выждите несколько секунд.

Если опыт с водой удался, то зубочистки начнут “подплывать” к сахару. Это объясняется довольно просто: сухой сахар начинает впитывать воду, создавая микроскопическое течение. Его не видно невооруженным глазом, но легким зубочисткам достаточно для движения.

Уберите сахар и положите на его место кусочек мыла. Зубочистки “уплывают” от него? Все правильно: мыло, благодаря своему составу, уменьшает натяжение верхнего слоя воды в центре, где оно лежит. Соответственно, по краям миски это же самое натяжение становится сильнее. Оно и “утягивает” невесомые зубочистки к краям посудины.

Чудеса в решете

Даже малышу ясно, что ситом воду не удержать. Хотите доказать обратное? Пожалуйста:

Возьмите обычное металлическое сито.
Смажьте решето любым жидким маслом.
Встряхните, чтобы ячейки открылись.
Осторожно, “по стеночке” наливайте воду, для подстраховки держа сито над раковиной или тазиком.

Если все проделано правильно, решето начнет наполняться. Но что произошло? Неужели силу тяжести отменили? Ничего подобного: масло создает защитную пленку, которая и удерживает воду. Стоит ее слегка повредить (предложите ребенку прикоснуться пальцем ко дну сита), как вода начнет свободно вытекать в образовавшуюся брешь.

Соль-невидимка

Возьмите обычный стакан.
Наполните его водой до краев.
Небольшими порциями начинайте солить воду, осторожно помешивая тонкой палочкой.

В этом опыте с водой главное – чтобы соль растворилась. Тогда ее можно всыпать очень много, прежде, чем стакан переполнится. Как объяснить ребенку, куда девается соль и почему вода не переливается через край? Очень просто: между водными молекулами есть пустующее пространство. Соль находит их и заполняет. Когда все пустоты окажутся заполненными, стакан переполнится – соли больше впитываться некуда.

Невидимая краска

Наполните небольшую емкость горячей (!) водой.
Добавьте примерно столовую ложку соли и тут же размешайте до полного растворения.
Продолжайте добавлять соль, пока она не перестанет растворяться.
Возьмите лист плотной бумаги или картона насыщенно-темного цвета – черного, темно-синего или темно-фиолетового.
Обмакивая кисть в концентрированный солевой раствор, нарисуйте вместе с малышом картинку.
Оставьте сохнуть до утра.

Утром вы увидите результат: опыты с водой и солью заставили ваш невидимый шедевр проявиться. Объясните ребенку, в чем дело: за ночные часы вода (а точнее, ее молекулы) испарилась, а кристаллики соли остались на бумаге. Высохнув, они стали белыми, поэтому картинку отлично видно.

Пропавшая вода

Налейте в две одинаковые по объему банки равное количество воды.
Одну из них накройте крышкой или плотно оберните фольгой.
Другую банку ничем не накрывайте.
Оставьте емкости в таком виде на ночь.

Утром вместе с ребенком сравните уровень воды в обеих банках. В той, что осталась открытой, воды стало меньше? Расскажите малышу о том, как происходит процесс испарения: молекулы воды в тепле движутся очень быстро, “выскакивая” из нее. Но в закрытой банке им некуда деваться, и они возвращаются обратно. А вот из открытой – улетучиваются в воздух. Вот почему, чтобы увлажнить воздух в комнате, ставят воду в открытой емкости.

Причем, чем теплее вода, тем выше скорость движения молекул. Поэтому при кипении быстро уменьшается ее объем. Проведите другие опыты с водой: наберите в два одинаковых блюдца равное количество воды. Одно поставьте на солнце, а другое – в тени. Не правда ли, из того, что стояло на солнце, вода испаряется быстрее?

Водоплавающее яйцо

Приготовьте три разные банки: например, одну литровую и две – поллитровые.
В одну из банок налейте воды из-под крана.
Опустите в нее ложкой сырое яйцо: оно пойдет ко дну.
Во второй банке наведите крутой солевой раствор: яйцо всплывет.
В третью банку опустите такое же яйцо и по очереди подливайте туда воду то из одной, то из другой банки: яйцо будет “плавать”.

На вопрос удивленной почемучки ответьте: соленая вода гораздо плотнее, чем пресная, поэтому она выталкивает яйцо на поверхность. А “плавает” оно из-за поочередного воздействия обоих растворов – пресного и соленого.

Раскрашивание цветов

Дети очень любят разводить краски в воде. Добавьте в этот процесс познавательную нотку:

Возьмите несколько “живых” цветков белого цвета.
Поставьте в растворы разных окрасок по цветку.
Дайте время, чтобы вода пропитала каждый стебель.
Наслаждайтесь произведенным эффектом.

Расскажите малышу, что цветы, как и все растения, жадно поглощают воду. Если вода окрашена, то лепестки приобретают цвет раствора. Будет лучше, если вы воспользуетесь пищевыми красителями.

Создаем собственное облако

Хотите наглядно продемонстрировать малышу, как образуются облака? Нет ничего проще – проведите следующие опыты с водой:

В большую (трехлитровую) банку налейте немного очень горячей воды.
Возьмите небольшую плоскую тарелку и положите на нее несколько кубиков льда.
Поставьте тарелку на банку.

Горячий воздух внутри банки будет охлаждаться, наталкиваясь на преграду в виде ледяной тарелки. Пар конденсируется и превращается в облако. Любознательные малыши в восторге: ведь они сами, с вашей помощью, создали собственное облако!

Стакан-непроливайка

Задайте вопрос ребенку: что будет, если перевернуть стакан, наполненный водой? Последует логичный ответ: вода прольется. Докажите ему обратное:

Наполните стакан до краев.
Накройте его листом бумаги.
Резко переверните вверх дном, на всякий случай придерживая листок.

Дальше можно не накрывать стакан – вода никуда не денется. Расскажите изумленному чаду о свойствах давления: на бумагу снизу воздействует давление воздуха большей силы, чем создает вода. Поэтому жидкость не проливается.

Холодное кипение

Может ли холодная вода закипеть? Конечно, нет. Зато можно создать отличную иллюзию кипения охлажденной воды.

Налейте воду в стакан.
Накройте его намоченной и отжатой тканью.
Плотно закрепите материал резинкой.
Надавите на ткань пальцем, чтобы сделать углубление около трех сантиметров.
Резким движением переверните стакан, одновременно ударив по его дну.

Вода в стакане в этот момент “закипит”. Объясняется опыт с водой просто: в стакане образуется вакуум, который “всасывает” воздух. Проходя водяную преграду, воздух и создает пузырьки. Все вместе обеспечивает эффект “кипения”.

Самонадувающийся шарик

Эти опыты с водой приводят в восторг детей самого разного возраста.

Возьмите чистую стеклянную бутылку.
Налейте в нее воды.
Добавьте соды, растворите ее.
В стакане смешайте три столовые ложки уксуса с соком лимона.
Аккуратно перелейте получившуюся смесь в бутылку с водой.
Быстро наденьте на горлышко бутылки воздушный шарик и примотайте его скотчем, чтобы перекрыть доступ воздуха.

В результате реакции, начавшейся в бутылке, будет выделяться углекислый газ, который и надует шарик.

Домашний торнадо

Встреча с торнадо в природе может закончится печально. Зато, созданный в домашних условиях, он красив и безобиден.

Заполните водой пластиковую бутылку на три четверти.
Капните немного средства для мытья посуды.
Для большего эффекта добавьте туда же небольшую горсть блесток.
Плотно закрутите бутылку.
Переверните ее горлышком вниз и стремительно раскрутите вращательными движениями.

Вот вы и получили собственный, ручной торнадо! Все просто: центробежная сила, которую вы создали путем вращения бутылки, заставляет двигаться воду по круговой траектории. Таким образом получается мини-вихрь, который можно воспроизводить несколько раз подряд, пока не надоест.

Добыча пресной воды

Возьмите глубокий тазик.
Налейте в него воды.
Добавьте соли.
На дно пустого стакана положите что-нибудь тяжелое, например, несколько камушков.
Опустите стакан в таз с водой, чтобы он не всплывал (уровень воды в тазе должен быть ниже краев стакана).
Накройте таз прозрачной пищевой пленкой.
Положите на пленку над стаканом еще один камушек.
Поставьте конструкцию под солнечные лучи.

Через некоторое время можно будет заметить, что в стакане появилась вода. Откуда она там взялась? Во время испарения воды из таза, ее молекулы оседают на внутренней поверхности пленки. А поскольку над стаканом вы сделали углубление, конденсат стекает именно туда. В результате – в стакане чистая, пресная вода, получившаяся в процессе испарения, а в тазу остается не испаряющаяся соль.

Опыты с применением воды – не только увлекательное занятие, способное позабавить. С их помощью можно наглядно, и главное, ненавязчиво, объяснять ребенку устройство окружающего мира. Вам не придется усаживать малыша и читать ему долгие и малопонятные лекции о природных явлениях – он сам задаст все интересующие вопросы. Не стремитесь присвоить себе все лавры доморощенного “волшебника” – позвольте ребенку активно участвовать и самому придумывать новые, захватывающие эксперименты!

Видео про опыты с водой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: