Техника бумажных поделок

Техника бумажных поделок
Содержание
  1. Все о бумагопластике
  2. Консультация «О технике «бумагопластика»
  3. 1. Простая аппликация
  4. 2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика
  5. 3. Объемная аппликация
  6. 4. Торцевание
  7. 5. Папье-маше
  8. 6. Оригами
  9. 7. Модульное оригами
  10. 8. Киригами
  11. 9. Квиллинг
  12. 10. Айрис фолдинг
  13. 11. Бумажная скульптура
  14. «Рука – это вышедший наружу мозг человека».
  15. Все о бумагопластике
  16. Бумагопластика
  17. Обзор видов
  18. Аппликация
  19. Торцевание
  20. Папье-маше
  21. Оригами
  22. Киригами
  23. Квиллинг
  24. Что необходимо для работы?
  25. Простые поделки
  26. Что такое оригами и каким оно бывает?
  27. Что это такое?
  28. История возникновения
  29. Описание видов
  30. Модульное
  31. Простое
  32. Складывание по паттерну
  33. Мокрое складывание
  34. Общие принципы
  35. Складывание фигур с детьми
  36. Поделки из бумаги и картона
  37. Особенности
  38. Изготовление детских открыток
  39. Открытка с леденцами
  40. Открытка для дня рождения
  41. Легкие панно и аппликации
  42. Панно из кругов
  43. Цветы из трубочек
  44. Панно из бумажных бабочек
  45. Пошаговое создание животных и птиц
  46. Зайчонок-ладошка
  47. Слоник
  48. Лебедь
  49. Фигурки для кукольного театра
  50. Что еще можно сделать?
  51. Цветы
  52. Техники работы с бумагой: виды и описание, особенности, фото и примеры работ
  53. Исторические данные
  54. Папье-маше
  55. Декупаж
  56. Вырезание из бумаги
  57. Декорирование бумаги
  58. Создание бумажных конструкций
  59. Что такое бумагопластика?
  60. Оригами, модульное оригами, киригами
  61. Квиллинг
  62. Торцевание
  63. Аппликация
  64. Чем полезна работа с бумагой для малышей?

Все о бумагопластике

Он также подходит для создания всевозможных панно.

Консультация «О технике «бумагопластика»

Изучив большое количество литературы по теме: «Техника «бумагопластика», получилась консультация, которую я и предлагаю Вам – коллеги.

Бумага и картон – самые привычные материалы. А какие поделки из них можно сделать! Поэтому бумага стала популярным материалом в декоративно – прикладном искусстве.

«Бумагопластика». само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги — способности «запоминать форму» или пластичности. Что же такое «бумагопластика»?

«Бумагопластика» – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. История «бумагопластики» связана с возникновением бумаги. Она стала не только основной для писем, книг, но и благодаря своим свойствам: пластичности, послушности, возможности сохранять заданную форму, оказалась превосходным материалом для творчества.

Мы говорим о значении «бумагопластики» на развитие детей. Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев». Любая работа с бумагой: складывание, вырезание – дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Ребенок знакомится с «бумагопластикой» еще в 2 – 3 года – это занятия аппликацией.

Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».

Поэтому видами работ в технике «бумагопластика» являются (начнем самых простых и доступных форм для детей):

1. Простая аппликация

(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).

2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика

— это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

3. Объемная аппликация

– сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практике – в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой».

Разновидностью объемной аппликации являются:

– скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

– скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Этот вид аппликации наиболее любим детьми.

4. Торцевание

– выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

– контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

– плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

– объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

– многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

5. Папье-маше

(с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа:

1. непосредственно изготовление формы из папье – маше;

2. раскрашивание высохшей формы.

Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.

6. Оригами

(с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения – это и есть техника выполнения оригами. Это – игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.

7. Модульное оригами

– одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы (например: «Рождественский венок» – работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге).

8. Киригами

(с японского – «резать бумагу») – разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером промтого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.

9. Квиллинг

(«птичье перо») – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму.

10. Айрис фолдинг

(«радужное складывание») – рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис – шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.

11. Бумажная скульптура

– это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства – «бумагопластика» (появился к концу 20 – го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. В работе с дошкольниками эта техника из – за сложности не применяется.

Закончить хочется словами Канта:

«Рука – это вышедший наружу мозг человека».

Статья получилась большая, поэтому образцы работ придется показать в продолжении.

С Днем Влюбленных.

С Днем Влюбленных. Сегодня, в День Святого Валентина, мы с детьми решили сделать объемные “валентики” для своих близких и родных. Техника была новая для детей,.

Валентинка БУМАГОПЛАСТИКА- очень интересная техника создания бумажных композиций. Техника бумагопластики,пожалуй, делится на 4 части. Подготовка материала,.

Все о бумагопластике

Все о бумагопластике

Бумажный декор сейчас переживает очень даже хорошие времена: экологичный, простой, доступный, самодостаточный – он снова в моде. Из крафтовой бумаги вырезают гирлянды, из пакетов для бутербродов делают огромные снежинки, звезды и георгины. И список можно продолжать долго. А лучше не теоретизировать, а попробовать всю эту красоту в действии – смастерить бумажный декор своими руками. Поможет в этом многогранная бумагопластика.

Бумагопластика

Другое название направления – паперопластика, а означает оно искусство создания из бумаги арт-объектов. Так получаются объемные картины, открытки, портреты, панно, декорации. Есть техники, которые не представляются в чистом виде – там идет смесь, например, аппликации и вытынанки. Есть совершенно авторские истории, когда трудно дать название технике, она неочевидная. И это здорово – можно самому работать с бумагой, возможности которой если не безграничны, то велики.

Бумагопластика зародилась в Азии, если рассматривать это направление как чистый вид творчества. Япония, Южная Корея, Китай – вот регионы возникновения направления. Но оно уже охватило и западный мир, что сказалось даже на виде современных интерьеров.

Иногда бумагопластику сравнивают со скульптурой, что и понятно: и там, и там материал формирует какой-то изящный образ. Процесс развивается постепенно, детали изготавливаются отдельно друг друга, а потом скрепляются в одно целое.

Где сегодня используют изделия, созданные в бумагопластике, узнаем дальше.

  • Декор дома. Стоит сделать несколько журавликов оригами, подвесить их на ниточки, а те закрепить на красивой толстой ветке, как в комнате появится эксклюзивный подвес. Сейчас такой экодекор очень актуален.
  • Арт-объект. Из бумаги делают такие вещи, которым надо быть в музее: они отображают мастерство человека, уникальность задумки и воплощения.
  • Декорации. Для спектаклей (пусть зачастую и любительских), кукольного театра бумагопластика может стать находкой.

К тому же это отличный творческий опыт. Работая с бумагой, можно развить свои художественные навыки, попрактиковаться в мелких манипуляциях, в действиях с деликатным материалом. Зачастую используется бумага, которая должна отправиться в макулатуру (остатки, упаковка), и актуальность такого повторного использования очевидна.

Словом, история бумагопластики пишется прямо сейчас, и это происходит в том числе из-за доступности материала и, конечно, возможностей интернета, идеи огромных ресурсов которого достойны повторения.

Обзор видов

Следует остановиться на некоторых видах бумагопластики подробнее, потому что они наиболее востребованы и доступны.

Аппликация

Кажется, с ней все знакомы с садовских времен и знают особенности и специфику этого творчества. Но сегодня аппликация куда сложнее и интереснее тех поделок, которые каждый делал в детстве. Например, очень популярна объемная аппликация, где изображение предстает в нескольких слоях. Есть задний план и передний – и еще несколько между ними. Самый простой способ сделать такое изображение – использовать двухсторонний скотч.

Есть аппликация, создаваемая методом коллажа, когда совершенно из разных фрагментов бумажного информационного носителя (от журнала до упаковки от чая) составляется единое изображение.

Скрапбукинг и вовсе сделал аппликацию чем-то еще более изящным, тонким, особенно ценным. Это не значит, что данная техника под силу мастерам и тем, кто готов к филигранной работе. Из листов в клеточку, линейки и красивой концепции тоже может получиться трогательная, создающая нужные эмоции работа. Аппликация – это не просто искусство складывания изображения из правильно подобранных бумажных фрагментов, это идея, которая подается таким путем.

Торцевание

Это тоже очень интересный вид бумажного рукоделия. Изображения и предметы создаются с помощью объемных бумажных элементов. Контурное торцевание, например, отличается обрамлением контура рисунка бумажными скрутками. А при торцевании по плоскости торцовки (так называются элементы техники) размещают вертикально, плотно укладывают друг к другу. При объемном торцевании выходит еще интереснее: торцовки скручивают с разным уровнем плотности, крепят к поверхности под разными углами наклона, получаются очень красивые сюжетные композиции.

Сама торцовка – это объемный элемент, сжатый в виде конуса или воронки. Торцовку можно сравнить с кистевым мазком: из множества мазков получается живописная картина, из множества торцовок – работа в этой уникальной технике. Конечно, это занятие подойдет терпеливым и очень целеустремленным.

Папье-маше

Папье-маше также не нова как техника, она была популярна и в Советском союзе, а сегодня творцы очень интересно ее переосмысливают. Кстати, переводится это французское слово как «жеваная бумага». И бумажная масса действительно становится главным «ингредиентом» будущей поделки, хоть и не единственным. Бумага, создающая объемную фигуру, должна быть мокрой: так она становится пластичной, податливой. И только высушенное изделие готово для росписи, преображения.

Как – в двух словах – работать в этой технике: сначала газеты, тонкую писчую бумагу или салфетки (можно даже тетрадные листы брать) рвут на мелкие кусочки. Кусочков должно получиться много. Затем потребуется форма, с которой предстоит сделать слепок. В школьные годы наверняка многие брали обычную стеклянную баночку, которая потом превращалась в вазу. Сейчас в качестве формы используют и специальные детали, созданные именно для папье-маше, и подручные предметы, и даже воздушные шарики. А потом с помощью ПВА кусочками бумаги в несколько слоев облепляют форму.

Самое интересное начинается, когда эти слои хорошенечко просохнут, конструкция приобретет твердость, и ее можно будет разрезать для изъятия формы. А потом покрыть еще слоем, дать просушиться и расписать. Так делают декоративные маски, игрушки, всевозможных животных, сувениры, вазы и тарелки.

Оригами

Японское искусство складывания фигурок из бумаги полюбили практически во всем мире: изящное, лаконичное, очень интересное творчество способно увлечь людей разных возрастов. Сначала оригами использовали исключительно в религиозных обрядах, теперь оно украшает дома, салоны, творческие пространства и не только. В основе творчества – квадрат обычной бумаги, а вместе с ним ловкость рук и никакого мошенничества.

С помощью этой техники можно сделать маленького котика (в пяток шагов) или сложного оленя либо медведя (над таким и час провозиться мало). Существует множество приемов, которыми можно овладеть, углубившись в азиатское искусство. И оно, даже в самых простых своих вариациях, очень органично смотрится в интерьере: например, несколько бумажных корабликов на подоконнике радуют глаз, создают весеннее настроение, дарят какую-то труднообъяснимую легкость.

Киригами

Киригами – это целая архитектура, и такой перевод слова как «разрезанная бумага» и близко не передает всей сложности и изящества направления. Оно сравнительно молодо: ему примерно 40 лет. Сначала мастер выбирает шаблон, затем вырезает детали, а чтобы фрагмент стал объемным, лист нужно будет развернуть.

Звучит просто, а вот делать это куда сложнее: техника требует усидчивости и умения совершать ловкие, но очень аккуратные действия.

Киригами нередко встречается в раскладках детских книжек. И когда ребенок листает такое издание, герои произведения буквально встают перед ним, что создает особую динамику повествования. С киригами нужно обращаться деликатно: и в сложенном виде, и в развернутом. И это того стоит – есть в нем особенная магия, когда из плоской бумаги получается объемное сюжетное изображение. Не зря людей, занимающихся этим творчеством, называют не только бумажными архитекторами, но и бумажными фокусниками.

Квиллинг

Это искусство появилось более пяти веков назад, но русскоязычные люди знают его пару-тройку десятков лет. Долгое время им увлекались только европейцы. Переводится термин как «птичье перо». Собственно, иногда именно квиллинг и называют бумагопластикой, хотя последний термин более содержательный и не исчерпывается только искусством складывания фигур из полосок.

С помощью равных полос действительно можно создавать простые фигуры: кубы, круги, ромбы. Можно также делать из них цветы, различные элементы, составляющие сложные сюжетные картины. Например, в технике квиллинг можно сделать елочную игрушку – и не просто обычную снежинку, а Снежную Королеву. Можно изготовить панно на тему сказочного леса, подводного мира, космоса и т. д. Необязательно наклеивать фигурки из полос на поверхность – это только одна из вариаций использования техники.

Что необходимо для работы?

Первоначально – сама бумага. Начинают с офисных листов, обычной цветной бумаги, акварельных листов. Потом – методом творческого поиска – пробуют различные варианты: упаковочная бумага, дизайнерская, мелованная, бархатная, переработанное сырье и т. д. Используют странички старых книг, школьные тетрадки, салфетки и многое другое.

Что еще может пригодиться в работе:

  • ножницы – а лучше несколько видов ножниц: большие – для разрезания, маленькие – для работы в сложных местах;
  • линейка – нужна не только для проведения ровных линий, но и для оптимизации сгибов;
  • карандаш и ластик – для разметки;
  • клей – самым ходовым является ПВА, но и клей-карандаш используется, и горячий клей;
  • средства рисования – порой работу нужно сделать законченной, например, подрисовать бумажной птичке глазки.

Тем, кто любит работать с бумагой, имеет смысл научиться ее сортировать: по папкам, коробкам, а может, по файлам или органайзерам. Иногда даже самый маленький кусочек красивой текстурной этикетки может пригодиться.

Простые поделки

Чтобы не пугать тех новичков, которые и представить себе не могут, как «укротить» хрупкую бумагу, можно предложить им простой мастер-класс. Поделка по нему получается всегда.

А точнее, получаются, потому что это цветы.

  1. Подготовка материалов. Потребуются любые ненужные журналы, тейп-лента ил ее аналог, острые ножницы, шпажки для барбекю, ПВА или термоклей.
  2. Журналы разбираются на страницы, надо выбрать только самые яркие и красочные. Каждая страничка складывается вчетверо вдоль длины, а потом нарезается бахромой по краю сгиба. До края нужно недорезать буквально сантиметр.
  3. Пора делать сами бутоны: получившаяся лента с бахромой оборачивается по верху шпажки, фиксируется клеем либо клейкой лентой. Так можно получить хризантемы или астры.
  4. Лентой с бахромой делают несколько витков вокруг шпажки: так бутон будет более пышным. Когда витков много, свободный край бахромы можно подклеить.
  5. Шпажку надо обмотать зеленой лентой, а из тех же журналов произвольно можно вырезать лепестки растений.

Пушистые цветы готовы! 3, 5 или больше «пушистиков» могут стать полноценным интерьерным украшением – нужно только подобрать вазочку «под стать» им.

Японская бумажная кукла из бумаги – мастер-класс представлен ниже.

  • Такую поделку интересно делать и детям, и взрослым. Ее вполне осилят ребята из начальной школы. Подготовить нужно: макетный коврик (желательно), любая красивая бумага или салфетки, черная и белая бумага, ножницы, фломастеры для прорисовки черт лица.

  • Раскрой деталей лучше всего виден на макетном коврике. Две белые круглые заготовки (голова) соединяются с полоской (шея), полоска изначально сложена вдвое. Также вместо шеи можно использовать палочку от мороженого, но и с бумагой получается хорошо.

  • Обе заготовки под кимоно складываются друг на друга, короткая сторона подгибается для создания воротничка. Голову можно прихватить клеем. Далее заготовку нужно «пеленать»: сначала заворачивать влево, потом – вправо. Затем подогнуть треть кимоно слева и точно так же поступить с правой стороной. Уголочек внизу можно элегантно отвернуть.

  • Рукава делаются из полосы салфетки, сложенной втрое. Потом заготовку нужно перегнуть, приклеить сзади.

  • Для волос обычно используют черную гофрированную бумагу, но и обычная цветная тоже подходит. Один кружок формирует убранные назад волосы, второй полукруг – челку. Ее нужно порезать бахромой.

Чтобы куколку подвесить, можно сделать отверстие вверху, протянуть туда нитку.

По такой же схеме делаются и другие красавицы-японки. Акцентной частью бумажной поделки становится кимоно. Чем оно ярче, тем лучше: на нем могут быть изображены прекрасные птицы, пестрые бабочки, стилизованные рыбы, орнамент – что угодно.

Любые шаблоны и схемы можно авторски модернизировать. Бумагопластика всегда открыта для творческих находок!

Пример бумагопластики из бумаги в видео.

Что такое оригами и каким оно бывает?

Что такое оригами и каким оно бывает?

Наверняка каждый человек в детстве собирал из бумаги фигурки в технике оригами, например, дракончика, самолетик или кораблик. Эти самые распространенные варианты бумажных поделок — лишь крошечная часть техники оригами, ведь на самом деле данное искусство содержит в себе богатую историю и множество различных способов создания прекрасных вещей своими руками. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое оригами, как оно появилось и каким бывает.

Что это такое?

Оригами — это техника создания фигурок из бумаги, дословно с японского это определение переводится как «сложенная бумага». Искусство складывания поделок из бумаги появилось на Востоке, постепенно распространившись по всему миру. Бумажные поделки универсальны, ведь для самых популярных фигурок не нужно ничего, кроме бумаги и вдохновения.

Японское оригами основано на складывании, сгибании и разворачивании листов бумаги определенным способом. Декоративно-прикладное искусство насчитывает несколько разновидностей, различающихся по количеству используемых материалов и технике складывания. Начинающие оригамисты складывают классические фигурки без использования ножниц и клея. Опытные рукодельники тоже найдут для себя интересные техники складывания классического оригами, ведь существует огромное количество схем разного уровня сложности.

Самыми сложными являются методы мокрого и модульного складывания поделок, такими техниками обычно занимаются более опытные любители рукоделия.

История возникновения

Декоративно-прикладное искусство складывания бумаги появилось много веков назад, поэтому существует множество теорий о его происхождении. Большинство из них сходятся в общем мнении, что родиной оригами является Япония. Причина такого мнения заключается в том, что японцы уже в XII веке активно использовали это искусство для проведения различных религиозных обрядов — поделки часто вывешивались на входе в храмы и устанавливались дома на алтарях.

До наших дней Япония сохранила некоторые традиции складывания оригами и народные поверья, такие как складывание тысячи журавликов для исполнения желания или установка шара «кусудама» в изголовье кровати, чтобы привлечь хорошие сны.

Первые оригами изготавливали из коконов гусениц шелкопрядов. Вначале собирали достаточное количество коконов, кипятили их в воде и высушивали. Затем материал утюжили, чтобы получить тонкий, шелковистый лист, напоминающий современную бумагу. Такое изделие было недешевым, поэтому со временем его заменили бумагой из бамбука и коры деревьев.

Кроме Японии, искусство активно развивалось и в других странах, таких как Китай, Корея, Испания и Германия. В Европе оригами стало пользоваться популярностью немного позже, чем в восточных странах — испанцы начали проводить церемонии с использованием бумажных поделок примерно в XV веке. Наибольший скачок популярности декоративно-прикладного искусства произошел в тот момент, когда немецкий педагог Фридрих Фрёбель предложил добавить его в обучающую программу для дошкольников.

В середине XX века в обиход ввели систему условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта, это существенно улучшило понимание схем и позволило распространить искусство по всему миру. Примерно в 1960-х годах люди начали массово создавать не только классические фигурки, но и объемные модульные поделки из бумаги. В наше время оригами считается одним из самых распространенных хобби в мире, а также отличным способом для развития мелкой моторики рук.

Описание видов

Классическое оригами включает в себя создание фигурок из одного бумажного листа. Чаще всего такие поделки плоские, но бывают и необычные подвижные и невероятно сложные изделия. Этот тип декоративно-прикладного искусства – самый распространенный, но он включает в себя множество базовых форм и трудных схем, с которых не стоит начинать новичкам.

По этой причине существуют упрощенные системы изготовления поделок и принципиально отличающиеся техники.

Разновидностями оригами считаются следующие виды: собирание из модулей, простая техника сгибания, изготовление поделок по паттерну и создание фигурок с плавными формами при помощи мокрого складывания. Несмотря на все различия, каждый вид использует универсальную систему обозначений, изобретенную японским мастером оригамистом Акирой Ёсидзавой. Предлагаем подробнее рассмотреть каждый вид декоративно-прикладного искусства.

Модульное

В модульном оригами техника складывания деталей та же, что и в классическом оригами, но результат работы существенно отличается. Модульные поделки — это большие фигурки, собранные из большого количества модулей, сложенных из бумаги. Каждый модуль создается по одной и той же технологии, а затем все детали складываются друг в друга определенным образом для получения изделия необходимой формы. В некоторых поделках может различаться размер деталей, но принцип складывания модулей всегда одинаковый.

Небольшие простые конструкции не распадаются благодаря силе трения, а для закрепления сложных тяжелых моделей иногда используют клей, но это не обязательно.

Сами модули также бывают разных типов, но для каждой конкретной поделки используется только одна схема складывания деталей. Также существует техника модульного оригами, в которой невозможно обойтись без клея, например, при изготовлении шара «кусудама». Простые поделки, например, кубик Сонобе или плоское небольшое панно, держатся крепко и без клея. В том случае, когда панно или фигуры насчитывают сотни или даже тысячи модулей, клей становится необходимым.

Типы модулей различаются по способу их соединения между собой, в результате из каждого вида деталей получается огромный ассортимент разнообразных поделок. Детали бывают как плоскими, так и объемными: первые — это многоугольники (подставки), звездочки, колечки и вертушки, а вторые — правильные многогранники и их сочетания.

Простое

Простая техника складывания бумажных фигурок была придумана британцем по имени Джон Смит. Британский оригамист изобрел упрощенную систему изготовления оригами, предназначенную для начинающих рукодельников, — она основана исключительно на складках горой и долиной. Простое оригами подходит не только для неопытных оригамистов, но и для людей с ограниченными возможностями.

Жесткие рамки из всего лишь двух приемов складывания лишают возможности использовать сложные приемы (с некоторыми исключениями), но в то же время вдохновляют на придумывание новых схем, приводящих к похожему результату.

Техника изготовления простых оригами заключается в том, чтобы создать фигурку с основными отличительными чертами, но с использованием минимума сгибов и складываний. Еще одно отличие простого оригами от классического — это отсутствие жестких требований к осуществлению правильных сгибов, все складки выполняются «на глаз». Это раскрывает дополнительные преимущества при создании поделок, ведь каждое изделие будет уникально, особенно если это мордочка животного или выражение лица человека.

Складывание по паттерну

Паттерн в технике оригами — это особый чертеж, на котором уже нанесены все необходимые сгибы для складывания поделки. Такая техника является более удобной, чем составление обычной схемы, ведь для сложных фигур инструкция будет слишком громоздкой. В настоящее время упрощенные схемы паттернов используют для воспроизведения невероятно сложных моделей, поэтому такое японское декоративно-прикладное искусство становится все более популярным.

На первый взгляд может показаться, что паттерн не такой наглядный, как стандартная схема сборки оригами. Однако на самом деле чертеж предоставляет очень много информации — не только инструкцию по складыванию модели, но и то, как она была изобретена. Американский оригамист Роберт Лэнг утверждает, что для складывания фигурок по паттерну вовсе нет необходимости знать точную последовательность действий, кроме того, таких пошаговых инструкций и вовсе не может быть. Причина в том, что все сгибы и складки осуществляются одновременно, без каких-либо подготовок.

На некоторых паттернах даже отсутствуют некоторые линии сгибов, не отвечающих за основную форму моделей, поэтому некоторые элементы рукодельники должны завершить самостоятельно.

При создании паттернов авторы не используют классические обозначения сгибов «горой» и «долиной». Все чертежи покрыты огромным количеством линий и пунктиров, которые становится сложно читать. В настоящее время не существует одной системы для разметки паттернов, поэтому оригамисты используют несколько разных разметок:

неявный паттерн — все нанесенные линии одинаковые;

явный паттерн — линии «горой» и «долиной» нанесены разными способами;

для печати — линии различаются по толщине или по способу нанесения (сплошная линия и пунктир);

для публикации в Интернете — линии наносят двумя разными цветами, чаще всего красным и синим.

Мокрое складывание

Техника мокрого складывания оригами, изобретенная оригамистом по имени Акира Ёсидзава, позволяет создавать фигурки с плавными линиями, выразительными контурами и жесткой структурой. Метод предполагает, что во время сборки используется смоченная в воде бумага, которая впоследствии высыхает, сохраняя мягкую форму. Способ складывания существенно отличается от классического оригами, в котором идеалом считаются точные плоские складки. Мягкое оригами, выполненное в мокрой технике, никак не поддается геометрической точности, поэтому отлично подходит для создания природных объектов, таких как растения и животные. В настоящее время именно этот способ является самым удобным для передачи достоверных очертаний фигурок представителей флоры и фауны.

Мокрое складывание позволяет сложить любые фигурки, но лучше всего получаются простые модели животных. Перед началом работы оригамисты рекомендуют попробовать вначале сложить фигурку классическим способом, чтобы лучше понять технологию, и только потом приступать к мягкому методу.

Мокрая методика считается более сложной, чем классическая, поэтому не подходит для новичков.

Для такого декоративно-прикладного искусства необходимо тщательно подбирать бумагу — чем сложнее и крупнее фигурки, тем плотнее должна быть бумага. Примерная плотность бумаги, подходящая для мокрого оригами, — от 90 до 170 г/м². Но даже такой материал нельзя смачивать полностью, иначе получатся разрывы. Во время складывания увлажняют только те элементы, которые необходимо сформировать.

Общие принципы

Каждая техника сборки оригами позволяет изготавливать разнообразные поделки, не похожие друг на друга, однако все методики объединяют определенные условные обозначения. Эти знаки состоят из определенных символов (стрелок, пунктиров, линий и др.), которые без лишних слов в легкой форме объясняют, какие манипуляции необходимо провести с листом бумаги. Уникальная и простая система знаков была придумана японским специалистом по оригами — Акирой Ёсидзавой.

Складывание фигур с детьми

Многим детям нравится складывать фигурки оригами, особенно если их можно использовать для игры или подарить близкому человеку. Бумажные поделки — это отличный способ изготовить новогодние украшения для школы или подарок на 8 Марта учителям и родственникам женского пола. Модели можно изготовить как из цветной бумаги, так и из тетрадного листа или газеты. Занятия по складыванию фигурок очень полезные — они развивают мелкую моторику и воображение.

Предлагаем рассмотреть несколько интересных идей для создания оригами вместе с детьми.

Поделки для игр. Техника оригами позволяет складывать разные фигурки, с которыми впоследствии можно играть. Самыми популярными игрушками оригами среди детей являются «ловушка для пальцев» и «гадалка». Не менее популярны летающие самолетики, которыми часто играют не только дети, но и взрослые. Также для игр подходят поделки животных и птиц, например, жаворонок, мышка или жираф.

Поделки из бумаги и картона

Поделки из бумаги и картона

Бумага и картон – это самые распространенные материалы для создания оригинальных поделок и украшений для дома. Мастерить различные фигуры, аппликации и открытки по силам не только взрослым, но и маленьким детям.

Особенности

Из обычной бумаги и картона люди, увлекающиеся творчеством, могут создавать поделки в разных техниках. В процессе работы используется несколько основных видов материалов.

  • Тонкая бумага. Она бывает как односторонней, так и двусторонней. Первую используют для создания самых простых аппликаций и праздничных открыток, вторая отлично подходит для различных объемных изделий. Не стоит покупать слишком тонкую и серую бумагу. Она быстро размокает и рвется. Кроме того, поделки из этого материала получаются бледными и не очень привлекательными.

  • Бархатная бумага. Этот материал лучше всего подходит для создания красивых открыток и праздничных украшений. Она отличается ярким цветом и приятной фактурой. Качественная бархатная бумага не должна осыпаться и сильно заламываться на сгибах.

  • Цветной картон. Этот материал отличается большей плотностью. Он подходит для создания как открыток, так и объемных поделок. Цветной картон бывает мелованным и немелованным. Первый вариант лучше всего подходит для маленьких детей.

  • Гофрированная бумага. Этот материал с мягкой рельефной поверхностью чаще всего используется для создания объемных поделок. Из нее мастерят красивые цветы и помпоны. Кроме того, гофробумага отлично подходит для украшения подарков.

Для создания поделок также нужны ножницы с обычными и фигурными лезвиями, канцелярский нож, линейка и карандаш. Используются в работе и разные виды клея. Для создания поделок из тонкой бумаги подходит клей-карандаш и ПВА. При работе над изделиями в стиле скрапбукинг используется термоклей.

Он также подходит для создания всевозможных панно.

Изготовление детских открыток

Дети, которые только знакомятся с разными видами творчества, из бумаги и картона первым делом изготавливают открытки. Они бывают как плоскими, так и объемными.

Открытка с леденцами

Сделать такую простую открытку может даже дошкольник. Поэтапный процесс ее создания выглядит следующим образом.

  1. Для начала надо подготовить однотонную основу. Светлый лист картона надо сложить пополам, аккуратно разгладив края. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить заготовку.
  2. Из листа тонкой бумаги любого цвета надо вырезать стакан подходящего размера и приклеить его к картону. При этом промазывать клеем нужно только нижнюю и боковые части фигурки.
  3. Из бумаги зеленого цвета надо вырезать три соломинки. Их также нужно смазать клеем и прикрепить к картону. Нижние части соломинок помещаются при этом в стакан.
  4. После этого надо переходить к формированию леденцов. Для этого из цветной бумаги надо вырезать круги разного размера.
  5. Эти детали крепятся к верхней части каждой соломинки. Сначала к бумаге приклеиваются круги большего размера, потом меньшего. Остатками маленьких кружков можно декорировать стакан.

По этому же принципу из бумаги можно сделать и цветы. Для этого края кругов нужно сделать фигурными, а стебли дополнить листьями.

Открытка для дня рождения

Из картона и цветной бумаги ребенок может сделать красивую открытку ко дню рождения родных и близких.

  • Поделка со свечами. Для создания открытки лист белого картона надо сложить пополам. Украшать поделку можно полосками из однотонной цветной бумаги или материалов для скрапбукинга. Они крепятся к основе при помощи клея-карандаша. Когда свободное пространство открытки будет заполнено, над свечами обычными фломастерами надо нарисовать огоньки.

  • Открытка с шарами. Украсть праздничную открытку можно и воздушными шарами. Они также вырезаются из цветной бумаги. Эти детали крепятся к верхней части открытки. К ним присоединяются цветные нити, которые внизу поделки завязываются бантом. Для украшения шаров из цветной бумаги можно вырезать яркие флажки и банты.

Дополнит поделку тематическая надпись.

  • Объемная поделка с цветами. Для создания такой открытки большой лист бумаги надо согнуть пополам. К передней его части крепится прямоугольник другого цвета. На нем располагается вырезанный из тонкой бумаги стакан. Когда основа будет готова, можно переходить к декорированию открытки. Из бархатной бумаги надо сделать полоски с рельефными краями. Каждая такая деталь закручивается в объемный цветок и крепится к открытке. Дополняют композицию бантики и бусины.

Такие простые открытки, сделанные в домашних условиях, будет приятно получить любому имениннику.

Легкие панно и аппликации

Настенные картины, панно и аппликации можно использовать для украшения любой комнаты.

Панно из кругов

Несложные изображения можно создавать, используя обычные круги из двусторонней бумаги. Делаются такие заготовки очень просто. Лист бумаги первым делом надо сложить в гармошку и согнуть пополам. Крайние полосы нужно склеить между собой. Из второго листа надо сделать еще один полукруг. После этого обе детали нужно соединить между собой. Получившийся круг надо аккуратно расправить. Он должен быть ровным и аккуратным. Используя круги разных цветов и размеров, на стене можно создавать как абстрактные изображения, так и полноценные узоры из цветов.

Цветы из трубочек

Не менее красивыми получаются и композиции из цветных трубочек. Заготовки для них также делают из двусторонней бумаги, а потом скручивают в спираль и крепят на стене. Поделки могут быть выполнены в любых цветах.

Панно из бумажных бабочек

Из плотной цветной бумаги часто делают бабочек разных форм и размеров. Все, что нужно для создания такой фигурки – сложить лист пополам и вырезать из него крылья. Бабочек можно делать однослойными или двухслойными, соединяя между собой две или три разноцветных заготовки. В некоторых случаях их дополняют аккуратными усиками из бархатной бумаги или цветных нитей. Фигурки можно крепить прямо на стену. Для этого обычно используют небольшие куски двустороннего скотча. Кроме того, их часто подвешивают на нитках.

Такие заготовки используются для украшения комнат или оформления фотозоны к любому празднику.

Пошаговое создание животных и птиц

Очень часто из бумаги делают и фигурки различных животных и птиц. Поделки разной сложности могут мастерить как взрослые, так и дети.

Зайчонок-ладошка

Сделать такую фигурку из цветного картона или бумаги может любой ребенок. Все, что нужно – обвести на листе собственную ладонь. Получившийся рисунок необходимо аккуратно вырезать из бумаги, используя острые ножницы. Средний палец надо загнуть и приклеить к задней части поделки. Большой палец и мизинец загибаются по направлению друг к другу. Когда поделка будет готова, ее можно разрисовать фломастерами или украсить глазами и носиком из цветной бумаги. Фигурка зайца крепится к деревянной шпажке при помощи суперклея.

Слоник

Эта фигурка уже получается более сложной. Делается она также из качественной двусторонней бумаги. Процесс создания такой поделки состоит из следующих шагов.

  1. Для начала надо начертить на бумаге пять больших прямоугольников одного размера и вырезать их.
  2. Из этой заготовки необходимо сформировать крупные цилиндры, склеив их края.
  3. Четыре фигуры нужно соединить вместе. Для этого можно использовать клей или двусторонний скотч. Основа поделки должна получиться устойчивой.
  4. Ноги слона нужно украсить светлыми ногтями. Для этого из белой бумаги надо вырезать 6 овалов и разрезать каждый из них на две части.
  5. Эти маленькие детали крепятся к каждой из ног. На одном цилиндре должно находиться три полуовала.
  6. К пятому цилиндру крепится тонкая длинная полоска, которая играет роль хобота. Над ним располагается два глаза, нарисованных маркером или выполненных из цветной бумаги.
  7. К двум сторонам головы также крепятся круглые уши большого размера.
  8. Голова клеится к основе фигурки на клей. Если поделка получается недостаточно устойчивой, к ногам слона можно прикрепить две широкие полоски, которые будут держать их вместе.

Такая симпатичная поделка из простых геометрических фигур может быть изготовлена даже маленьким ребенком.

Для создания такой поделки малышу понадобится бумага двух цветов. Коричневый лист нужно разрезать на длинные полоски. Свободные края этих деталей надо склеить между собой. Эти заготовки крепятся к бумаге по кругу. Фиксируются на картонке только нижние края иголок.

Когда основа будет готова, к ней можно присоединить круг из более светлой бумаги. Из того же материала делают и лапки. Они клеятся в нижней части фигурки. Мордочку ежа можно разрисовать маркерами.

Процесс создания такой поделки точно принесет ребенку удовольствие.

Лебедь

Изящную птицу из бумаги можно делать разными способами. Маленьким детям подойдет самая простая и понятная технология создания лебедя.

  1. Основу поделки нужно вырезать из плотного картона белого цвета. Вместо него можно использовать кусок коробки.
  2. Эта фигурка при помощи качественного клея крепится к основе из синей бумаги.
  3. Лист бумаги белого цвета нужно нарезать на длинные тонкие полоски. Каждую из них надо аккуратно сложить пополам и скрепить при помощи клея-карандаша.
  4. Сделав необходимое количество заготовок, их можно начинать фиксировать на боках фигурки. Чем ближе друг к другу располагаются эти детали, тем объемнее и красивее получается лебедь.
  5. Когда поделка будет готова, мордочку птицы можно разрисовать маркером или украсить деталями из светлой бумаги.

Готовый лебедь выглядит роскошно.

Фигурки для кукольного театра

Из плотного картона разных цветов можно изготовить ярких зверушек и сказочных персонажей, которые будут использоваться малышами для различных представлений. Делать такие фигурки так же просто, как и любые другие аппликации. Основа вырезается из бумаги одного цвета и дополняется лапками и ушами другого цвета. В нижней части каждой фигуры вырезаются круглые отверстия для пальцев. Используя такие заготовки, маленький режиссер сможет разыграть перед семьей любую сказку.

Что еще можно сделать?

Из картона, бумаги и клея можно создавать не только красивые, но и полезные изделия.

Фрукты и сладости из картона и цветной бумаги можно использовать как для различных игр, так и для украшения помещения к празднику.

  • Апельсин. Для создания этой поделки двустороннюю цветную бумагу нужно сложить гармошкой. Две крайних полоски соединяются между собой так, чтобы получился полукруг. Из картона более светлого цвета вырезается две детали чуть меньшего размера. Они крепятся к основе при помощи клея. Дополняют поделку яркие треугольники с закругленными краями. Благодаря такому оформлению поделка выглядит как настоящая апельсиновая долька.

  • Мороженое. Любимое детское лакомство делается из тонкой разноцветной бумаги. Из этого материала надо вырезать несколько ровных кругов. Каждый из них надо сложить пополам. Эти детали нужно склеить между собой, образуя ровный шар. Из более плотного картона надо свернуть ровный конус и аккуратно обрезать его края. Шарик мороженого крепится внутри этой заготовки. При желании поделку можно украсить цветными бусинами или звездочками.

Из цветной бумаги также можно делать и интересные аппликации или праздничные флажки в виде тортов, капкейков и прочих сладостей.

Яркие бумажные часы родителям и воспитателям можно использовать для того, чтобы научить дошкольника или ученика начальной школы правильно определять время. Для создания такой поделки понадобятся:

  • 3 листа цветной бумаги или картона;
  • ножницы и клей;
  • кнопка;
  • фломастеры.

Процесс создания такой полезной поделки состоит из следующих шагов.

  1. Из плотной бумаги надо вырезать два больших круга. Один из них будет более темным, второй светлым.
  2. Посредине каждой из деталей надо нарисовать круг поменьше.
  3. Оба бумажных элемента нужно разделить на 12 сегментов.
  4. На каждом из них фломастером надо написать цифры. На нижнем – минуты, на верхнем – часы.
  5. Сегменты верхнего круга надо отделить друг от друга, аккуратно порезав ножницами.
  6. Два разноцветных циферблата нужно соединить вместе. Клей при этом наносится только на середину круга.
  7. Из остатков цветной бумаги нужно вырезать две стрелки. Они крепятся к циферблату кнопкой.

Пользоваться такими часами очень просто. Часовая и минутная стрелка легко поворачиваются при необходимости.

Цветы

Бумажные цветы своими руками можно сделать в качестве подарка для мамы, бабушки или учительницы. Есть несколько интересных идей, которые можно использовать в качестве вдохновения при создании таких поделок.

  • Весенний букет. Основа этой поделки выполняется из светло-зеленой бумаги. Лист надо сложить пополам и склеить его нижние края. На второй стороне нужно сделать множество надрезов. Полученную основу надо аккуратно закрутить и закрепить свободные края при помощи клея. Травинки нужно аккуратно расправить. Из бархатной бумаги ярких цветов надо вырезать цветы и их серединки. Эти детали соединяются между собой и крепятся к траве.

  • Хризантема. Этот яркий цветок делается из мягкой гофрированной бумаги. Подобрать работы можно материал белого или желтого цвета. Из гофробумаги надо вырезать ровный прямоугольник. Его нужно сложить гармошкой. Основу надо аккуратно зафиксировать посредине при помощи металлической проволоки. Края заготовки нужно скрепить между собой при помощи клея и слегка распушить. Чтобы желтый цветок получился более объемным, его лепестки слегка оттягивают вверх и в стороны.

Большие хризантемы из гофрированной бумаги часто используются для украшения помещения к празднику.

  • Роза. Для создания такой необычной розы на квадратном куске бумаги надо нарисовать длинную спираль. Расстояние между витками должно быть не больше 1 сантиметра. По этой линии надо разрезать бумагу. Получившуюся ленту нужно аккуратно закрутить в плотную спираль. Поделка должна быть достаточно объемной. Край розы необходимо закрепить на основе бутона при помощи клея. Готовую розу можно использовать для украшения открыток или больших панно.

Процесс создания поделок из бумаги очень увлекательный. Поэтому рукодельницам стоит взять на заметку хотя бы несколько из предложенных идей и попробовать смастерить пару открыток и фигурок самостоятельно или вместе с ребенком.

25 удивительных идей для поделок из бумаги в следующем видео.

Техники работы с бумагой: виды и описание, особенности, фото и примеры работ

На сегодняшний день известно множество техник работы с бумагой. Некоторые из них были созданы много веков назад, другие забыты и переживают второе рождение, а третьи обрели популярность совсем недавно. Однако каждая из них учит создавать необычно красивые вещи, имея под рукой только этот материал. Далее в статье рассмотрим виды техник работы с бумагой.

Исторические данные

Первые упоминания о бумаге датируются II веком до н. э. Изобретена она была в Китае судебным чиновником и стала распространяться далеко на Запад и в Центральную Азию. В 793 году ее начинают изготавливать в Багдаде, а затем и дальше на Востоке. В XIV веке в Европе начинают функционировать бумажные фабрики.

К середине XV века с возникновением печатного дела спрос на этот материал стремительно возрастает. Главным сырьем для ее изготовления служат хлопок и лен. В XVIII веке с ростом спроса и недостатком бумаги начинается поиск другого сырья, которое могло бы удовлетворить потребности производителей. Так, в XIX веке ее начинают изготавливать из древесины. В этот же период производится более современное оборудование, разрабатываются новые методы изготовления этого материала.

На сегодняшний день древнее ремесло представляет собой уже высокотехничную промышленность. Если процесс изготовления во многом претерпел изменения, то производство особых сортов, отличающихся высокой прочностью, по-прежнему основано на использовании хлопковых или льняных волокон.

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без бумаги. Помимо главного предназначения она используется для воплощения творческих идей, создания композиций и декорирования. Однако и в древности при помощи бумаги изготавливали различные фигуры, рисовали картины, окрашивали и оформляли ею жилища. Некоторые техники работы с бумагой известны еще с давних времен.

Папье-маше

С французского языка этот термин переводится как “жеваная бумага”. На самом деле – это порванная мелкими кусочками бумага или полоски из нее, пропитанные клеем. Готовую массу можно заливать в форму. Отдельными кусочками оклеивают предметы. После высыхания полученные изделия украшают, применяя различные техники декорирования.

Техника папье-маше

Изначально этот вид искусства появился на Дальнем Востоке. Готовые изделия покрывали лаком и украшали камнями и росписью. Позже это творчество развилось и в европейских странах. В первой половине XVIII века, применяя различные техники работы с бумагой, предметы из папье-маше начинают изготавливать во Франции, затем в Англии и Германии. К концу XIX века это занятие утратило свою популярность. Однако ввиду его дешевизны и простоты таким способом продолжают изготавливать маски, елочные игрушки и манекены.

Декупаж

Это слово созвучно французскому decouper, которое переводится как “вырезать”. Декупаж – это разновидность декоративного искусства, которая позволяет создавать изображения и орнаменты на поверхностях при помощи вырезок из бумаги. Представляет собой очень интересную и увлекательную технику работы с бумагой.

Техника декупажа

Появилась она во Франции в XVII веке. Здесь ее использовали чаще всего для украшения мебели. Почти столетие спустя искусство декупажа охватило всю Европу. Со временем техника стала настолько популярной, что на ее основе начали создавать картины, специально предназначенные для оформления предметов домашнего обихода. И сегодня многие рукодельницы при помощи декупажа дарят вторую жизнь старым вещам.

Вырезание из бумаги

В Древнем Китае искусство вырезания из этого материала возникло на фоне изготовления трафаретов, которые использовались для вышивания. Их орнаменты отличались сложностью и оригинальностью. В Японии вырезанные из бумаги трафареты применяли для печати изображений на тканях.

Уже позже эта техника работы с бумагой стала известна в Европе и широко использовалась монахами для оформления рукописей. После того как материал стал применяться практически повсеместно, люди начинают вырезать фигурки, людей, животных и сцены из жизни для украшения жилищ. И сегодня в некоторых странах проводятся конкурсы и фестивали по этому виду искусства, где можно увидеть действительно уникальные изделия.

Декорирование бумаги

Известно множество способов отделки этого материала. В течение долгих лет основным методом украшения было использование трафаретов с диковинными орнаментами. При помощи декорированной таким способом бумаги оформлялись стены и потолки комнат, крупные и мелкие предметы. С развитием технологий появляется вид печати, называемый штемпелеванием. Он может применяться к любому типу бумаги или изделиям из нее. В настоящее время такая печать считается одним из самых доступных средств для украшения бумажного полотна. В специализированных магазинах можно приобрести готовые трафареты или сделать их самостоятельно из подручных средств.

Создание бумажных конструкций

Вырезая, склеивая и складывая бумагу, можно изготовить не только красивые, но и полезные предметы для дома. Для этого нужно уметь использовать техники работы с бумагой и картоном. Создавать можно не только простые композиции, но и сложные объемные фигуры.

Складывание предметов из бумаги восходит к более древнему искусству создания изделий из ткани. Самым популярным является изготовления бумажных конструкций при помощи оригами. Это техника, которая позволяет создавать изделия от простого самолетика до сложных геометрических конструкций.

В XIX веке в некоторых европейских странах складыванию фигур из цветной бумаги начинали обучать еще в детских садах.

Не меньшей популярностью пользуются конструкции, сделанные из картона. В первой половине XX века с его помощью изготавливали макеты для будущих скульптур, архитектурных сооружений. В последнее время эта техника широко используется для создания игрушечных предметов, в том числе мебели из картона. Стоит отметить, что они отличаются прочностью, экологичностью и дешевизной.

Что такое бумагопластика?

Это техника, в основе которой лежит способность бумаги принимать ту или иную форму. Это декоративное искусство, позволяющее создавать и моделировать объемные трехмерные композиции и скульптуры из бумаги.

Из всех известных различных техник работы с бумагой бумагопластика считается самым новым и современным видом искусства. Первые работы, выполненные данным методом, появились в начале прошлого столетия, а уже к концу XX века метод признали отдельным видом творчества. Сегодня бумажная пластика нашла свое применение в оформлении интерьеров, создании авангардных атрибутов моды и прочих сферах.

Работа в данной технике менее кропотлива, чем аппликация, результат больше напоминает объемные предметы, созданные на плоскости. Макеты, картины и скульптуры, выполненные в стиле бумажной пластики, отличаются изяществом, реалистичностью.

Оригами, модульное оригами, киригами

Это одни из самых экзотических техник:

    Оригами – традиционное японское искусство работы с бумагой, в переводе это слово означает “сложенная бумага”. В классическом исполнении фигуры делают из квадратного листа бумаги. Складывание его в определенной последовательности до получения задуманного объекта – это и есть техника оригами. В настоящее время техника больше напоминает конструирование из бумаги. Фигуры могут склеиваться или собираться из нескольких частей, окрашиваться, вырезаться или надрезаться.

Техника работы с бумагой оригами

Искусство киригами

Квиллинг

Это название произошло от слова quill, которое означает “птичье перо”. Техника работы с бумагой квиллинг заключается в скручивании длинных полосок разной ширины в спиральки и придании им определенной формы. Затем из них создают трехмерные или плоскостные композиции.

Техника работы с бумагой квиллинг

Метод возник в Европе приблизительно во второй половине XIV – начале XV века. В XX веке он был практически забыт и только в последние годы стал снова набирать популярность. Несмотря на отношение к бумаге как к чему-то хрупкому и недолговечному, квиллинг заставляет поверить в обратное. Например, на изготовленную подставку в данной технике можно смело поставить тяжелый предмет, не повредив при этом ни одну спиральку.

Торцевание

Это декоративное искусство относится к нетрадиционным техникам работы с бумагой. Позволяет создавать из нее необычные композиции разных видов. В основе торцевания лежит работа с гофрированной бумагой, по центру которой торцом ставится стержень и слегка закручивается. Получившуюся деталь-торцовку переносят на контур рисунка, приклеивают и только потом вынимают стержень. Со следующими элементами поступают точно так же, прикрепляя каждую часть, важно не оставлять пустот.

Нетрадиционная техника торцевание

  1. Контурное, то есть торцовки приклеивают по контуру рисунка.
  2. Плоскостное – занимает всю поверхность изображения.
  3. Объемное – каждая деталь приклеивается под особым углом, что позволяет получить рельефный рисунок.
  4. Многослойное – торцовки вклеиваются друг в друга.

Аппликация

Из всех различных техник работы с бумагой эта считается одной из самых популярных. Эта творческая деятельность заключается в поочередном приклеивании к основе кусочков цветной бумаги, ткани, кожи, картона, листьев, бусин, пластин и других элементов для получения целостной композиции.

Детская аппликация

Занятие аппликацией доступно даже детям младшего возраста, оно хорошо развивает мышление и мелкую моторику рук. Элементы будущей поделки можно изготовить заранее взрослому или доверить это дело ребенку. Композиция может быть полностью выполнена из склеенных элементов или сочетаться с прорисованными деталями.

При помощи данной техники создаются целые картины, отражающие настроение, движение и характер своих персонажей. Для этого вырезаются силуэты людей, животных, предметы быта. В прошлом веке таким способом составляли натюрморты и черно-белые иллюстрации.

Чем полезна работа с бумагой для малышей?

По утверждениям детских психологов и преподавателей, приучение ребенка к творчеству способствует его всестороннему интеллектуальному развитию. Работа с податливым материалом позволяет самостоятельно создавать красивые вещи.

Обучение техникам работы с бумагой детей дает возможность заинтересовать малышей любого возраста. Начинать можно от более простой аппликации и торцевания, а заканчивать квиллингом и оригами. В процессе работы дети приобретают уверенность в движениях, развивают гибкость пальцев, стремятся улучшить свои умения и постичь более сложные виды бумагопластики.

Не менее важной составляющей является морально-этическое воспитание детей. Занятия поделками из бумаги позволяют сформировать такие качества, как нравственность, готовность прийти на помощь, коллективизм, коммуникабельность, поддержка, радость за товарища, решение поставленных задач.

Сам творческий процесс развивает воображение, пространственное и зрительное мышление, раскрывает личностный потенциал ребенка, интеллектуальные возможности. Освоение более сложных техник подготавливает детей к самостоятельному планированию, контролю и оценке своих действий, исправлению ошибок и самоконтролю.

При использовании любого из этих методов следует соблюдать технику безопасности при работе с бумагой. Там, где используются ножницы, нужно помнить, что это опасный предмет и обращаться с ним нужно очень осторожно. Дети должны работать со специальным инструментом с тупыми концами. Также важно помнить, что бумага имеет острые края и ими можно сильно пораниться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: