Вредные привычки у подростков
Мы живем в странное время. Раньше все было просто.
Мы слепо моделировали приемы воспитания своих родителей, их предпочтения, их способы мышления и передавали эти модели своим детям. И вот сейчас, в эру осознанности, мы стали способны понять, что наши модели неэффективны. Возник вопрос: «А где взять успешные модели?»
С самого раннего детства родители воспитывают ребенка, стараясь привить ему исключительно полезные навыки. Однако, развиваясь, дети обретают не только полезные, но и плохие привычки, от которых лучше избавиться до того, как они прочно закрепятся в качестве единственного способа действия в той или иной ситуации.
Плохие привычки детей – это отражение ситуации в семье, а также определенная характеристика процесса их воспитания. Одна-две привычки, относящиеся к отрицательным (например, грызть ногти или ерзать на стуле), которые иногда заметны в поведении ребенка, еще не свидетельствуют о негативном климате в семье или неправильном воспитатель ном процессе. Если плохих привычек гораздо больше, и они проявляются постоянно, а со временем ситуация только ухудшается, вот это свидетельствует о недостатках в воспитании ребенка.
Вредные привычки детей часто возникают на фоне психологического дискомфорта (отсутствие внимания к ребенку и его потребностям, агрессия и конфликты в семье, высокая требовательность родителей). Родителям следует быть внимательнее и к собственным привычкам, так как дети копируют поведение взрослых, а значит, все их привычки.
Причины появления вредных привычек определяются особенностями жизни человека и закладываются еще в раннем детстве. Например, недостаток внимания к ребенку в этот период может привести его к повышенной тревожности и необходимости выполнять определенные действия для того, чтобы отвлечь себя от негативных эмоций. Привычки детей грызть ногти, дергать себя за волосы, совершать другие навязчивые движения сформировываются именно по этой причине. В подростковом возрасте часто появляются такие привычки, как курение, алкоголизм и наркомания, что вызвано стремлением доказать свою «взрослость» в компании таких же подростков. Причины появления у детей пагубных привычек могут быть совершенно различными, но часто это обусловлено сильными или длительными стрессовыми воздействиями.
Для того чтобы жить без вредных привычек, для начала необходимо осознать, какие бессознательные действия относятся к данной категории, и уже потом постепенно прорабатывать каждую из них.
Список вредных привычек достаточно велик, однако есть такие, которые оказывают сильнейшее негативное влияние на жизнь и здоровье человека.
Причины возникновения вредных привычек
Детская психика очень пластична и сильно подвержена различного рода воздействиям. Любое даже незначительное нарушение или изменение в окружении ребенка может оказывать влияние на его поведение. Основными причинами возникновения вредных привычек, то есть навязчивых стереотипных действий, у малышей являются:
- Личностная тревожность;
- Излишнее эмоциональное напряжение;
- Перевозбуждение;
- Стрессовые ситуации (ссоры родителей, разлука с близким человеком, болезнь и так далее);
- Дисгармония детско-родительских отношений (излишняя строгость, эмоциональная холодность, непоследовательность в воспитании);
- Недостаток внимания и заботы;
- Проблемы в общении со сверстниками;
- Малыш также может перенять привычку от близкого человека или просто от другого ребенка в детском саду или на площадке.
Вредные привычки часто безобидны: они быстро формируются, но так же быстро исчезают. Но иногда патологически навязчивые действия могут являться симптомами серьезных нарушений психического развития и взаимоотношений с миром.
Как у детей формируются вредные привычки?
У детей нежелательные навязчивые действия формируются по двум причинам. Первая – это подражание авторитетному для ребенка взрослому человеку. Малыш замечает у одного из родителей или других близких, с кем он часто проводит время, вредную привычку (например, папа постоянно проводит время перед экраном, просматривая фильмы и ролики). После чего ребенок, не замечая сам, просто повторяет за взрослым действие, как норму. В данном случае для сына может стать само собой разумеющимся проводить часы перед телевизором и даже засыпать под него. Вторая причина – это психологические проблемы, а именно не удовлетворение какой-либо потребности (чаще всего – во внимании).
Каждый родитель задастся вопросом: Что же делать с вредными привычками у детей? Нужно ли ругать ребенка или игнорировать его действия? Ответ прост: как правило, если нет психологической подоплеки и взрослые корректируют свое поведение, привычки исчезают сами. Главное, не указывать ребенку на них, не критиковать. Лучше, если он ковыряет в носу, поручить ему задание, где нужно задействовать обе руки. Или дать в руку банан, чтобы ребенок не сосал палец.
Вредные привычки у подростков
Чаще всего молодежь перенимает у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки в подростковом возрасте – это курение и употребление алкоголя.
Сегодня немаловажную роль занимают психологические зависимости, и отдельная тема, к рассмотрению и анализу которой нужно подготовить ребенка основательно – это наркомания.
Курение
В последние годы ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранение) установила ограничение на курение в общественных местах. Как известно, запреты привлекают подростков. Основной фактор риска, который повышает шансы сделать из ребенка курильщика, – это окружение. Среди юношей и девушек распространено мнение, что курить – это круто, интересно, помогает повзрослеть.
Дети стремятся быстрее стать взрослыми. Им кажется, что неопределенность и множество проблем решатся во взрослой жизни. Они стремятся выглядеть более развитыми в кругу знакомых, интересными для тех, кто на них не обращает внимание. Пути для решения таких задач не всегда правильны, а обществом могут навязываться стереотипы, что через вредные привычки все эти цели можно достичь хотя бы частично.
На желание курить влияют такие факторы:
- попытки влиться в новую компанию;
- желание походить на взрослых;
- попытка произвести впечатление.
Что могут сделать взрослые:
- беседы о вредных привычках современных подростков;
- помощь в поиске других путей отличаться;
- пересмотр ценностей, поиск положительных качеств у ребенка, которые заинтересуют его сверстников;
- информирование о вреде курения;
- истории из реальной жизни, которые можно рассказать ребенку.
Не рекомендуется ничего навязывать. Родителям лучше рассказывать то, что они считают нужным, но в абстрактном представлении, а у ребенка возникнут свои взаимосвязи. Необходимо донести до ребенка, пусть даже на собственном примере, что большинство курильщиков пожалели о том, что когда-то пристрастились к этой пагубной привычке.
Помните, механизм подражания – основной инструмент, который толкает школьников к курению.
Употребление алкоголя
Организм детей невероятно восприимчив, поэтому побороть возникающую тягу к спиртному сложно. Шанс появления заболеваний внутренних органов заметно растет, а процесс формирования зависимости ускоряется.
Что могут сделать родители:
- обсудить с ребенком вред спиртного;
- узнать точку зрения на то, как ребенок относится к нетрезвым людям;
- объяснить, каким образом алкогольная зависимость возникает, насколько быстро это происходит, как она мешает нормальной жизни;
- привести негативные примеры реальных людей, а также непьющих успешных личностей.
Подросток в мире вредных привычек с трудом сопротивляется угрозам, которые его поджидают. Причины появления желания употреблять спиртное аналогичны тем, которые мы рассматривали выше, в случае с курением. Скука, попытки стать взрослым, мнение, что спиртное помогает справиться с эмоциональным напряжением – это неверные стимулы. Основная задача родителей и педагогов – помощь в переосмыслении способов управления своими эмоциями, проблемами.
Наркомания
Белая смерть – наркомания. Самая устойчивая зависимость возникает из-за приема наркотических и психотропных веществ. Основная задача родителей и педагогов – предостеречь ребенка от той самой «пробы», которую могут ему предложить.
После приема одной дозы наркотического вещества уже начинаются активные разрушительные процессы, а при стабильном применении они могут стать необратимыми. Основная задача взрослых – не допустить этого, предупредить и уберечь.
Наркотики разрушают личность, останавливают рост, развитие, восстановительные процессы в органах. Основные причины детской наркомании – желание подражать, попытка поиска путей для получения новых удовольствий, отсутствие возможности найти способы решения своих проблем, неспособность принимать решения.
Не всегда в зоне риска подростки из неблагополучных семей, не все потенциальные жертвы наркотиков – те, кто уже курит или употребляет спиртное.
Как влияют наркотики на организм ребенка:
- угнетение кашлевого центра (непоправимый вред легким);
- угнетение функции сокращения сердечной мышцы, разрушение стенок сосудов, учащение сердцебиения;
- препятствие нормальному росту и развитию;
- воздействие на нервную систему – нарушение сна, галлюцинации, апатии, суицидальные наклонности и так далее;
- угнетение процессов регуляции ЖКТ;
- увеличение шансов на рождение неполноценных детей в будущем, бесплодие;
- подверженность инфекционным болезням.
Как могут помочь родители ребенку:
- Принять правду и максимально спокойно действовать, преодолев страх и отчаяние.
- Обратиться в координационный центр по противодействию наркомании. Не обязательно брать с собой ребенка – на первую консультацию придите сами, а дальше руководствуйтесь советами специалиста.
- Честность и жесткость – основные черты тактики обращения с подростком. Будьте уверены в себе, убеждайте ребенка в успехе при борьбе с зависимостью.
- Старайтесь не зацикливаться. Покажите подростку, что жизнь продолжается, что он вместе с вами может заниматься обыденными вещами, получать от этого удовольствие. Не нужно все время его упрекать и напоминать о последствиях, прошлом, учите себя и его видеть новую личность, здоровую и разумную, которая оставила былое позади и уверенно двигается вперед.
- Обратитесь к психологу-наркологу, не отказывайтесь от медицинского лечения.
- Поддерживайте ребенка, помогите восстановить в нем силу, надежду и волю.
Творческие способности, психическое здоровье, эмоциональная сфера – все эти важные человеческие умения угнетаются на фоне приема наркотиков. Не пускайте проблему на самотек, не отчаивайтесь, даже если первые шаги в борьбе за светлое будущее были тщетными.
Психологические зависимости
Зависеть подросток может от так называемой «зоны комфорта», когда он боится познавать нечто новое, идти вперед. Такую зависимость сложно распознать, она проявляется через время и характеризуется высокой устойчивостью.
Подростковые вредные привычки – это неспособность отказаться от компьютерных игр и социальных сетей. Сегодня Международная Организация Здравоохранения в полной мере признает онлайн и информационную зависимости опасными и самыми распространенными. Уже каждый второй подросток не видит жизни без онлайн общения и может заменить им реальные развлечения, проводя все время с гаджетом в руках и жертвуя многими потребностями и возможностями.
Подростки могут зависеть от родителей – сюда относится неспособность решать проблемы самостоятельно, в целом принимать важные решения, находить выход из сложных ситуаций. Такие дети больше подвержены соблазнам, возникающим в обществе – они чаще становятся наркоманами, алкоголиками, курильщиками. Поэтому способствовать их самостоятельности и учить, что подросток способен быть ответственным за свою жизнь — важная обязанность родителей.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Выводы
Вредные привычки, наличие которых обычно сильно беспокоит родителей, появляются у детей не на пустом месте. Для ребенка сосание пальца, грызение ногтей и другие патологические привычки – это способ снятия эмоционального напряжения, возможность справиться с тревогой и различными переживаниями. Концентрирование внимания малыша на его навязчивых действиях и прямые запреты только способствует закреплению привычки. Кроха начинает видеть в этом средство привлечения внимания. Нельзя убрать внешние проявления проблемы, не ликвидировав ее причины. Родителям детей с вредными привычками необходимо с терпением и бережностью относиться к своему ребенку и постараться помочь ему справиться со своими внутренними переживаниями.